Евросоюз не смог согласовать новый пакет санкций из-за Латвии и Литвы
В пятницу, 6 декабря, страны ЕС планировали одобрить 15-й пакет санкций, но Литва и Латвия отказались продлевать действие одного из пунктов санкций, введенных еще два года назад. Он позволял европейским компаниям продолжать работу на российском рынке. Это должно было помочь бизнесу, который намерен уйти из России, но не способен сделать это в силу разных причин. Как пишет Politico, Германия, Франция и другие страны ЕС планировали снова пролонгировать эту возможность. Однако Литва и Латвия сказали, что все, кто хотел, уже ушли и пора прикрыть эту лазейку.
О том, почему они пошли на этот шаг, учитывая, что латвийский и литовский бизнес в какой-то мере продолжает торговые отношения с Россией, говорит профессор СПбГУ, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич:
— Возможно, в этом пакете есть какие-то вещи, особо опасные для экономик Латвии и Литвы. Но это странно, поскольку в предшествующие годы Латвия и Литва абсолютно наплевательски относились к своим экономическим интересам и игнорировали их в угоду европейской политической моде — поддержке Украины. Точно ответить, какой пункт в пакете смутил руководство двух стран, сложно. Легко предположить, что это связано с энергетикой, потому что, если в Литве хотя бы на теоретическом уровне есть один свой энергоноситель, это сланцы, то в Латвии никаких энергоносителей нет вообще. Так что думаю, что здесь речь об энергетике. Через Латвию идет транзит в Россию некоторых несанкционных товаров: например, целый ряд видов алкоголя попадает в Россию через рижский порт. И некоторые виды вспомогательного технологического сырья, например упаковочные пленки, которые так и не попали ни в один из санкционных пакетов, тоже идут через Ригу. Так что определенные круги в российском бизнесе эту ситуацию используют, и через Ригу тоже идет пусть небольшой, не поток, а ручеек, но ручеек российских товаров в Европу. Нет такого пакета на сегодняшний день, который бы в принципе исключал всякую торговлю с Россией.
— Есть ли вероятность, что они пытаются таким образом выгадать что-то от ЕС?
— Думаю, что задача Латвии с Литвой — обозначить свои проблемы и для компенсации этих проблем попросить немного денег у Европейского союза.
Европейская статслужба летом сообщала о том, что Россия стала главным торговым партнером Латвии за пределами ЕС: товарооборот по итогам первого квартала 2024 года подбирается к полумиллиарду евро. Более новых данных пока нет.
Остальная часть 15-го пакета санкций преимущественно касается ограничений против китайских компаний — производителей дронов и российских газовых и нефтяных танкеров. Число подсанкционных судов планируется увеличить вдвое, до 75.
О том, как это отразится на отрасли, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— Количество танкеров, которые перевозят российскую нефть, исчисляется многими сотнями, поэтому на уровне десятков изменения не могут быть принципиальными. Танкер может быть переведен в другую юрисдикцию, может получить место в другом реестре, получить нового владельца, новый флаг и так далее, поэтому санкции в отношении конкретного танкера не означают, что он никогда в будущем не сможет работать. На мой взгляд, такое решение никак не способствует тому, чтобы создать непреодолимые препятствия для российского нефтяного экспорта. Скорее всего, Европейский союз такую задачу не ставит, потому что пока что российскую нефть нечем заменить на мировом рынке, и если ее действительно с рынка убирать жесткими методами, можно создать эффект дефицита нефти. А пока это не входит в планы западных игроков.
— Как это может сказаться на РФ?
— Речь идет о том, чтобы в рамках теневого флота танкеры меняли владельцев, порт приписки, флаг и так далее, место в реестре. Это все удорожает работу танкеров, делает более высокими транзакционные издержки, то есть издержки на взаимодействие, но это не блокирует нефтяной экспорт. Возможно, придется больше платить дисконта на российскую нефть, потому что именно в дисконте сидит премия для тех судовладельцев и тех страховщиков, которые готовы работать с Россией. Поэтому увеличение дисконта — это, считайте, плата за то, чтобы с нами продолжали работать. Дисконт носит вполне приемлемый уровень, около 13, по-моему, долларов сейчас за баррель нефти.
Что касается 15-го пакета санкций, то в ЕС есть еще одно разногласие: Словакия требует оставить ей право экспортировать очищенную российскую нефть в Чехию для своего единственного НПЗ Slovnaft, принадлежащего венгерской компании MOL Group.