В рамках деловой программы стенда РАН на IV Конгрессе молодых ученых был представлен доклад, посвященный Европейскому политическому сообществу (ЕПС). Эта организация была создана в 2022 году, ее идейным вдохновителем стала Франция. Павел Тимофеев, заведующий сектором Отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, рассказал о результатах, уже достигнутых странами-участницами ЕПС, и перспективах развития сообщества. Материал опубликован на агрегаторе научной информации InScience.Pro.
По мнению политологов, тематика, обсуждаемая в ЕПС, не нова: она пересекается с четырьмя уже существующими крупными объединениями — ЕС, НАТО, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Советом Европы. При этом принцип работы ЕПС, в отличие от ЕС и НАТО, похож на модель G7— это отсутствие устава, секретариата, общего бюджета, штата и общих формализованных решений. Основа такого сотрудничества — равенство европейских стран, как входящих в ЕС, так и остающихся за его пределами (Великобритания, Норвегия, Швейцария, Сербия и другие). Встречи в рамках сообщества проводятся дважды в год, при этом одна из них— в стране, входящей в ЕС, а другая — в стране, не состоящей в ЕС. Таким образом, ЕПС дает возможность всем странам-участницам на равных обсуждать политические и экономические вопросы, проблемы безопасности и иные темы.
«С точки зрения задач, которые были сформулированы еще при формировании организации, ЕПС можно, во-первых, рассматривать как временную альтернативу расширения ЕС на восток. ЕПС может быть возможным решением в той ситуации, когда страна хочет присоединиться к ЕС, но ее пока не готовы принять. Это своего рода "политическая гостиная ЕС". Другая задача организации — поддержание отношений между ЕС и Великобританией после Брекзита. Наконец, организация стремится решать еще две важные задачи: создавать сообщество безопасности (урегулирование конфликтов и поиск ответов на общие вызовы) и сообщество ценностей (развитие общей молодежной политики)», — рассказал Павел Тимофеев, кандидат политических наук, заведующий сектором Отдела европейских политических исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН.
На уже состоявшихся пяти саммитах ЕПС страны подписали ряд политических соглашений и приняли решения по вопросам, связанным с проблемами безопасности и урегулированием конфликтов. И хотя большинство стран Европы регулярно участвует в ЕПС, отдельные страны позволяют себе пропускать последние встречи, что заставляет задуматься над тем, насколько сильно все страны заинтересованы в участии в новом сообществе, насколько оно им нужно.
«Для нас же сейчас важно, кто находится за пределами ЕПС. С одной стороны — это Россия и Беларусь, а с другой — США. То есть, по сути, это своего рода мини-ОБСЕ, но без главных участников — России и США. На что же нам стоит обратить внимание? Во-первых, бороться с попытками формировать нарратив о Европе как общем пространстве без России, подчеркивая нашу роль в истории европейской цивилизации. Во-вторых, искать возможности, чтобы Россия оставалась поставщиком безопасности, энергии, ценностей, участником культурно-гуманитарных проектов в Европе», — объяснил Павел Тимофеев.
В завершение доклада ученый назвал три возможные перспективы развития ЕПС. Во-первых, союз может стать просто клубом для обсуждения, но не решения проблем. Во-вторых — платформой для координации точечных, но отнюдь не глобальных проектов. Или же, наконец, ЕПС может «вырасти» до регулярного панъевропейского форума, который будет дополнять или же заменит ОБСЕ, находящуюся в кризисе.
Текст: Виталина Власова