Обновлены правила размещения надписей о нецензурной лексике на печати и дисках
Роспотребнадзор разработал обновленные правила размещения предупреждений на печатной и аудиопродукции о том, что там содержится нецензурная лексика. Документ размещен для общественного обсуждения.
Полномочия по надзору за использованием ненормативной лексики Роспотребнадзор получил еще десять лет назад, когда на федеральном уровне были введены ограничения на использование нецензурной брани. В частности, распространение экземпляров аудиовизуальной продукции и фонограмм на любых видах носителей, экземпляров печатной продукции (за исключением СМИ), содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения в виде словосочетания "содержит нецензурную брань" влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. У Роспотребнадзора есть полномочия выявлять такую продукцию и выписывать штрафы,
Так, сотрудники Роспотребнадзора по Алтайскому краю запретили продавать музыкальные диски известной группы, потому что на них отсутствовало предупреждение: "содержит нецензурную брань". В Красноярске Роспотребнадзор снимал с продажи через маркетплейс настенные календари с нецензурной бранью.
Предупреждение о нецензурной брани должно занимать не меньше 5% площади упаковки или обложки продукции
По словам гендиректора профессиональной юридической группы АИД, юриста Давида Адамса, проект постановления о правилах маркировки продукции с нецензурной бранью направлен на приведение действующего регулирования в порядок. "Сейчас ситуация такова, что прежние правила уже не работают как надо. Они формально существуют, но из-за правовых пробелов Роспотребнадзор не может полноценно проверять их соблюдение, а нарушителей наказывать. Новый проект устраняет эту проблему и делает нормы реально применимыми", - говорит он. Федеральный закон с 2014 года требует, чтобы на продукцию с ненормативной лексикой наносилось предупреждение "содержит нецензурную брань". За нарушение этих требований предусмотрены штрафы. Однако отсутствие действующих правил сделало такие меры неэффективными.
Проект постановления четко прописывает, как именно должно выглядеть предупреждение. Оно должно занимать не меньше 5% площади упаковки или обложки, быть контрастным и хорошо читаемым. Это требование касается всех, кто производит или продает такую продукцию. Еще одно важное изменение - обновленные правила теперь будут полностью соответствовать требованиям закона. Это значит, что если маркировка отсутствует, нарушителей смогут привлекать к ответственности. Производители и продавцы сами отвечают за нанесение предупреждений. Для потребителей это тоже не создает неудобств. "Проект в целом сбалансирован: он не мешает бизнесу, но защищает права граждан на получение полной информации о продукции. Принятие этого постановления не только устранит юридические проблемы, но и повысит прозрачность регулирования. В долгосрочной перспективе это поможет закрепить правила использования русского языка, снизив риск распространения продукции с ненормативной лексикой без предупреждения", - констатирует Адамс.