«Нет такой сферы человеческой деятельности, которая бы не оказывала влияния на окружающую среду»
10 декабря в формате онлайн прошел круглый стол «Роль университетов СНГ в вопросах борьбы с изменением климата», в котором поучаствовали эксперты из университетов стран ЕАЭС-СНГ: Казахстана, Кыргызстана, России, Армении и Беларуси. Представители вузов рассказали о своих шагах к устойчивому развитию и решению климатических проблем: использовании альтернативных источников энергии, новых образовательных программах, привлечении молодежи и бизнес-партнеров, модернизации кампусов, «зеленых» рейтингах и научных коллаборациях. Эксперты поделились успехами, предложениями и проблемами, которые мешают внедрять такие инициативы.Организаторами круглого стола стали Комиссия по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации и АНО Академия 2030. Мероприятие проводилось при поддержке Общественной палаты стран Евразийского экономического союза (ОП ЕАЭС), Казахстанского делового совета по устойчивому развитию (Kazakhstan BCSD) и Альянса вузов Кыргызской Республики за устойчивое развитие (АВЗУР).«Хотелось бы побольше узнать об исследованиях коллег и работать сообща»«Климат не связан с отдельной территорией, государственными границами и политикой. Этот вопрос намного шире, и он общий для всех нас», — задал тон дискуссии модератор Михаил Елькин, директор Академии 2030 и преподаватель РАНХиГС. Он также анонсировал следующую международную тематическую конференцию, которая состоится в апреле 2025 года в Москве, Алматы и Бишкеке.Первый доклад был посвящен опыту НИУ Кыргызского экономического университета им. М. Рыскулбекова. Получив в управление Научно-исследовательский институт экономики НАН и статус научно-исследовательского университета, вуз сфокусировался на исследованиях: теперь в его структуре есть центры, посвященные экологической экономике, политике в области изменений климата и распределению водных ресурсов. НИУ «КЭУ им.М.Рыскулбекова» принял стратегию развития до 2030 года, перешел на концепцию «Университета 4.0» и определил свою миссию как подготовку лидеров устойчивого развития.По теме водных ресурсов в партнерстве с международными организациями НИУ «КЭУ им.М.Рыскулбекова» выпустил два учебных пособия, подготовил девять учебных модулей и курсы лекций, в том числе и выложенные в открытый доступ. В сотрудничестве с программой Erasmus+ университет запустил образовательные программы по устойчивому туризму, «зеленой» и циклической экономике и управлению отходами. Тематические дисциплины появились на новой кафедре «Туризм, гостеприимство и окружающая среда». Чтобы привлечь внимание молодежи к проблемам экологии и климата, вуз организует бизнес-инкубаторы, кружки, кейс-клубы на кафедрах и поддерживает студенческие стартапы. Студенты университета выигрывают в экохакатонах, участвуют в проекте GreenLabKEU по сортировке отходов и экологических акциях — например, в уборке пластика в национальном парке «Ала-Арча».«У нас есть идея установить на крыше университета солнечные батареи, чтобы использовать свои источники энергии. Также в университете есть свой сад», — добавила Динара Турсуналиева, проректор по учебной и методической работе вуза.«Мы хотели бы создать климатическую стратегию, но в некоторых областях у нас не хватает опыта, который есть, например, у российских лабораторий и университетов. Хотелось бы побольше узнать об исследованиях коллег и работать сообща. Это актуальный вопрос в ЕАЭС, СНГ и во всем мире», — отметила она. По мнению Турсуналиевой, для такого взаимодействия можно было бы организовать сетевой университет.«Иногда возникает ощущение, что каждый сам по себе»Международный университет Ала-Тоо (AIU) в Кыргызстане также делает упор на образование и научные исследования в области климата — но кроме изучения этих тем, преподаватели проводят опросы, определяя уровень вовлеченности в них студентов и коллег. Образовательная программа вуза интегрирует в учебные планы модули по «зеленой» экономике, устойчивому развитию и устойчивой энергетике, а в в рамках проекта Green Corner студенты ищут практические решения экологических проблем. Модернизация университета тоже проводилась в соответствии с экологической повесткой: он переходит на газ в качестве альтернативного источника энергии, а бумажные письма благодаря программе цифровизации заменили программой Workplace, экономя природные ресурсы.AIU взаимодействует с образовательным организациями за рубежом, участвует в международных хакатонах, конкурсах и круглых столах, организует стажировки и проекты вместе с коллегами из Германии и университетом SolBridge в Южной Корее. Кафедра международных отношений вуза активно участвует в мероприятиях ООН, чтобы лучше информировать студентов о Целях устойчивого развития.По примеру коллег из Казахстана, ВКТУ им. Д.Серикбаева, университет решил поучаствовать в рейтинге UI GreenMetric. «Пока мы заполняли анкету, увидели, что даже те подразделения, которые, казалось бы, с климатом не связаны, тоже играют роль в этом рейтинге. Благодаря этому мы оценили наши достижения и нашли новые направления развития», — поделилась Турдукан Бекимбетова, декан факультета менеджмента AIU.По ее мнению, на университетским инициативам не хватает институциональной поддержки и финансирования, междисциплинарных исследований и взаимодействия с коллегами по близким темам. «Нам нужны национальные и региональные координационные механизмы. Хотелось бы больше таких площадок, где можно встречаться. Иногда возникает ощущение, что каждый сам по себе: и НКОшники этой повесткой занимаются, и вузы, и институты, но все как-то вразнобой», – подчеркнула Бекимбетова.Опыт Казахстана: топ-100 UI GreenMetric и мониторинг климатических рисковСам ВКТУ им. Д.Серикбаева, ставший сотым в топ-100 (и одновременно лидером по Центральной Азии) в UI GreenMetric, заинтересовался рейтингом, когда руководство начало упорядочивать разрозненные инициативы по устойчивому развитию. Как рассказала Ольга Петрова, руководитель проекта Green Campus университета, эта работа выгодно сказывается и на репутации на рынке образования. В поисках своей экоконцепции вуз проанализировал успешные подходы университетов Казахстана и мировых лидеров в этой сфере и создали первую дорожную карту. Показатели анкеты UI GreenMetric стали базой, от которой университет мог оттолкнуться, планируя свои изменения, нововведения и создавая систему оценки. На эти данные вуз опирался, разрабатывая проект Green Campus, карбоновый центр и планируя стратегию развития до 2029 года.Сейчас университет уделяет много внимания энергоэффективности: автоматизации процессов, обучению сотрудников и студентов, переходу на возобновляемые источники энергии, экономии электроэнергии и тепла. Для сокращения углеродного следа вуз собирается внедрить собственный алгоритм по его подсчету. Другими важными направлениями стали мониторинг окружающей среды и оценка климатических рисков — от лавинной опасности до водных ресурсов. По этим вопросам университет консультирует и местные предприятия (особенно актуальна для региона горнодобывающая промышленность).ВКТУ им. Д.Серикбаева ведет научные исследования, модернизирует кампус в соответствии с высокими экологическими стандартами, готовит кадры со знанием экологии и климатичнских вопросов, постоянно обновляя образовательные программы и курсы, просвещает население и курирует волонтерскую работу. Одна из действующих программ посвящена безопасности жизнедеятельности и защите окружающей среды, а с нового учебного года в университете можно будет также изучать экологический инжиниринг и возобновляемую энергетику.«Мы добавили в образовательные программы профильные курсы про энергосбережение, изменения климата и "зеленую" экономику. Студенты самых разных направлений должны понимать, что нет такой сферы человеческой деятельности, которая бы не оказывала влияния на окружающую среду», — уверена Ольга Петрова.Кроме того, университет поддерживает внеучебную активность — научные работы студентов, дебаты, кураторские часы, деятельность экоклубов, дискуссионные площадки. Петрова считает, что таким инициативам нужно больше поддержки, чтобы помочь студентам этих направлений «найти свою стезю». Она также согласилась со звучащими выше предложениями коллег вступать в научные коллаборации, обмениваться опытом (в частности, по строительству карбоновых полигонов) и помогать друг другу в подготовке кадров, в которых завтра будет нуждаться экономика.«Вопросы климата не должны превращаться только в лозунги»Общественная палата ЕАЭС также занимается «народной дипломатией» в сфере экологии и климата: организует олимпиады, экологические диктанты, конкурсы, распространяет информацию с международного уровня на национальный. По мнению Марины Некрасовой, председателя Комитета по экологии и устойчивым моделям развития Общественной палаты ЕАЭС, это соответствует новой задаче современного вуза (в дополнение к трем основным миссиям — образование, исследование, внутреннее управление) — брать на себя внешнее лидерство, просвещая общество.Некрасова считает, что эту задачу не стоит перекладывать на государство и другие структуры: если ваша организация предсказывает климатические риски, она должна доносить эти знания до населения, ориентируясь при этом на культурный код и местные особенности. «Такие традиции имеют очень большое значение. В Японии есть камень, который веками там стоит, и есть культурный запрет ниже него селиться. Причина в том, что до этого в местности проходили цунами, и кто селился выше — те и выжили», — привела пример Некрасова.По ее словам, чтобы успешно доносить информацию, нужно использовать коммуникационные формулы, позволяющие говорить с населением на одном языке. В том числе, и в прямом смысле — например, переводить «экологическую азбуку» на национальные языки, а не только на языки ООН. При этом, внедряя новые решения, нужно оглядываться на местное сельское хозяйство — так, при постройке карбоновых полигонов опасно завозить не свойственные местным биоценозам растения, которые могут агрессивно распространяться и вредить экологическим сообществам и аграрному сектору.Кроме того, не нужно недооценивать локальные программы, так как глобальные проекты иногда звучат слишком размыто, требуют много средств, которые трудно найти, но при этом не дают быстрого и очевидного эффекта на производстве. «Вопросы климата и охраны окружающей среды не должны превращаться только в лозунги, так как они касаются здоровьесбережения, сохранения народов и человеческих жизней», — заявила Некрасова.Отвечая на вопросы, она добавила, что вузы должны заниматься просвещением работу на всех уровнях, начиная как минимум со школы, ведь очень часто даже при наличии национальных программ и инициатив ЮНЕСКО вузы не включаются в них.Подобную работу ведет Национальный политехнический университет Армении, опытом поделился заведующий кафедрой химической технологии, экологии и охраны труда вуза Айк Акармазян. «Университет организует полный цикл инженерного образования с детского сада до аспирантуры. Сейчас у нас есть отделения в трех городах, где в общей сложности обучается 8 тысяч студентов, а количество выпускников с 1933 года составляет 130 тысяч», — рассказал Акармазян.НПУА в вопросах климата сотрудничает с Италией и Ирландией, подключившись к программе STREACS (Strengthening Research in Armenia for Energy Transition for Climate Solutions, что примерно переводится как «Укрепляя исследования в Армении для энергетического перехода для климатических решений»). Этот проект, финансируемый программой ЕС «Горизонт», должен помочь Армении переключиться на источники более «чистой» и возобновляемой энергии, при этом обеспечивая энергетическую безопасность страны. Эту программу университет выполняет и на своем примере: он получает энергию от собственной солнечной электростанции на 750 киловатт.«Есть горящие вопросы, которые проходят мимо нас»Александр Чередниченко, доктор географических наук, в своем выступлении представил практики КазНУ им. аль-Фараби (Казахстан), принявшего официальную климатическую стратегию. Этот документ затрагивает ключевые вопросы внутренней политики университета, включая внедрение образовательных практик и формирование общей модели взаимодействия выпускников с миром. Двигаясь к Целям устойчивого развития, университет включил изучение экологических и климатических вопросов в большинство дисциплин, занимается кадастром парниковых газов и присоединился к Глобальной метановой инициативе, которая призывает сократить выбросы этого газа на 30% к 2030 году.Своими приоритетными целями университет считает сокращение углеродного следа, образование и исследования, осознанное потребление, инклюзивность и равноправия, развитие сообщества и сотрудничества. КазНУ им. аль-Фараби организует учебные курсы и образовательные модули, сотрудничает с экспертами и международными организациями. Лаборатории его учебных центров занимаются вопросами рационального природопользования, моделирования динамики водных ресурсов, цифровой картографией и другими темами, связанными с проблемами климата.Отвечая на вопросы, Александр Чередниченко перечислил препятствия, которые мешают вузам пытаются внедрять экологические инициативы: «Решение некоторых проблем лежит в финансовой плоскости, но есть и дефицит информации. Есть горящие вопросы, которые проходят мимо нас, потому что между их постановкой и исполнением стоит большая цепочка бюрократии и третьих лиц. Не всегда есть и ресурсы внутренние, площадки для реализации мер. Нужен кадровый потенциал, чтобы грамотно понимать текущие вызовы и реагировать на них».«Для бизнеса ключевым моментом будет экономическая эффективность»Хороший пример другим вузам подает и Экономический факультет МГУ, который каждый год выпускает отчеты по всем аспектам устойчивого развития — от раздельного сбора до используемых в строительстве и оснащении материалов. Вместе с другими экономическими факультетами и вузами он участвует в рабочей группе, созданной, чтобы интегрировать Цели устойчивого развития в образование. Факультет помогает экологические и климатические стандарты в сферу туризма, выпускает методические рекомендации, поддерживает экологические исследования и студенческие клубы, проводит тематические образовательные проекты и программы для управленцев, взаимодействуя с ведущими экономическими вузами. Чтобы сделать обучение более ориентированным на практику, факультет привлекает к обучению бизнес-партнеров. Один из образовательных проектов факультета — Школа молодых ученых «Экономика и устойчивое развитие», которая проводится при поддержке общества «Знание» в Сочи. В прошлом сезоне она собрала 200 очных участников, кроме того, к занятиям было больше 22 тысяч подключений онлайн.Еще одно важное направление — программы дополнительного образования. «Опросы показывают, что только 10-15% граждан и представителей местных органов власти знают о повестке устойчивого развития. Мы должны повышать их осведомленность», — прокомментировал Христофор Константиниди, руководитель Центра управления устойчивым развитием факультета.Отвечая на вопросы, Константиниди объяснил, почему крупные компании неохотно участвуют в решении экологических проблем: «Для бизнеса ключевым моментом будет экономическая эффективность. Никто не спорит, что это важно, все с вами согласятся. Но делать что-то будут только если это повышает их рентабельность. Бизнес — хороший заказчик для вузов, но пока таких примеров мало».Модератор дискуссии Михаил Елькин напомнил, что еще пару лет назад ШОС, объединяющая часть стран ЕАЭС, не считала вопросы климата относящимися к экономической безопасности и не собиралась включать их в свою повестку. Однако всего через год после таких ответов, на саммите в Самарканде, главы ШОС признали, что изменения климата — ключевой вопрос для безопасности граждан, сохранения их мест проживания, уклада жизни, здоровьесбережения и производственных цепочек. В результате 2024 год даже стал годом экологии в ШОС. И это действительно так: недавно глава американской инвестиционной компании Black rock написал, что климатический риск — это инвестиционный риск, и не потому, что он беспокоится об экологической обстановке, а потому, что изменения климата становятся потенциальной угрозой для активов.Все это, как и государственные обязательства по нефинансовой отчетности, должно мотивировать бизнес заниматься вопросами климата и экологии и сотрудничать в этом с университетами и научными институтами. Поэтому вузы, идя навстречу запросам компаний, должны формировать собственные климатические стратегии, чтобы показать свой авторитет и готовность к партнерству в этой сфере.«Университеты могут стать местом с безусловным авторитетом и активной позицией. Они могли бы сформулировать проблемы и необходимые компетенции, чтобы поставлять кадры со сформированным пониманием климата и "зелеными" навыками, специалистов для отлаживания бизнес-процессов, стать источником исследований и "упакованных" разработок, готовых к внедрению в бизнес», — заключил Михаил Елькин.