Новые санкции ЕС затронут танкерный флот

Страны Евросоюза согласовали очередной, уже пятнадцатый, пакет санкций против России. Утвердить его могут 16 декабря на Совете ЕС, но некоторые подробности известны уже сейчас. Новые ограничения затронут танкерный флот. В ЕС его называют теневым.

Новые санкции ЕС затронут танкерный флот
© Российская Газета

По пока неподтвержденным данным иностранных СМИ, в черный список попадут 45-50 танкеров, которым будет запрещен заход в порты ЕС, а также несколько китайских компаний, связанных с перевозкой нефти и топлива. Ранее под европейские ограничения уже попали 20 судов, перевозивших российскую нефть. При этом, вопреки ожиданиям, в 15 пакет не вошли меры против российского трубного и сжиженного природного газа (СПГ).

Что касается танкерного флота, то по данным S&P Global Platts, к сентябрю 2024 года он насчитывал 586 судов, общим дедвейтом (грузоподъемностью) 57,1 млн тонн нефти. В порты стран ЕС этим судам нужно заходить только если они следуют из Балтийского моря. Для судов, следующих с Дальнего Востока или Черного моря, такой необходимости нет. Хотя для судов с Балтики запрет заходить в порты ЕС усложнит логистику. Отсюда отправляется до 40% всего нефтяного экспорта из нашей страны. Известно, что за семь месяцев 2024 года через порты Балтийского бассейна было экспортировано 45,9 млн тонн российской нефти. В целом за этот период через все порты нашей страны за границу было отправлено 112,2 млн тонн нефти

Впрочем, усложнят жизнь экспортерам российской нефти не только проблемы с логистикой, считают опрошенные "РГ" эксперты. По словам основателя компании "Страховой брокер AMsec24" Антона Мельцова, страховые компании могут обязать проверять, не связаны ли танкеры с нарушениями санкций (соблюдается ли потолок цен на нашу экспортную нефть - 60 долларов за баррель, веденный странами ЕС и G7). В результате, танкеры, перевозящие российскую нефть или нефтепродукты, могут не получить страхование или его условия могут стать гораздо менее выгодными.

Кроме того, как отмечает старший аналитик закрытого венчурного клуба "Цифровые Финансы" Даниил Тюнь, возможно ужесточение контроля за финансовыми операциями, связанными с танкерным флотом. Это может привести к трудностям с проведением платежей за услуги, связанных с перевозкой грузов. Возможны ограничения на продажу технологий и оборудования, используемого для нефтяного танкерного флота, что может снизить эффективность и безопасность операций.

При этом эксперт поясняет, что российские компании могут использовать посредников или третьи страны для перепродажи российской нефти и нефтепродуктов, что затруднит отслеживание источника поставок. Создание подставных или фиктивных компаний в странах, которые не поддерживают санкции, может помочь обойти ограничения. А использование анонимных сделок и криптовалют скроет финансовые потоки и затруднит их отслеживание. Кроме того, попавшие под санкции суда могут быть перерегистрированы под другими названиями, уточняет эксперт.