Рыбная промышленность Дальнего Востока: насущные трудности, вызовы и возможности для роста
В прошлом году рыбная промышленность России достигла рекордных показателей. Общий объём добычи составил 5,37 миллиона тонн. При этом основной объём рыбы добывается на Дальнем Востоке — здесь вылавливается и выращивается более 73% всех водных биоресурсов. Предприятия этого макрорегиона производят 60% всей рыбной продукции. Кроме того, здесь сосредоточено 70% всего промыслового флота.
В то же время, отрасль, которая играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности России и сосредоточена преимущественно в четырёх регионах, требует пристального внимания со стороны государства. Это особенно актуально в условиях, когда развитие Дальнего Востока является одним из ключевых направлений национальной политики.
Текущее состояние и основные проблемы
Дальневосточный регион славится своим разнообразием биоресурсов: здесь можно встретить десятки видов рыб, морских млекопитающих и моллюсков. Среди них особенно выделяются минтай, сельдь, лососёвые, треска, крабы и морские ежи.
Однако из-за чрезмерного вылова и нелегального промысла численность многих видов сокращается. По оценкам Росрыболовства, ежегодные потери от браконьерства составляют миллиарды рублей, а ущерб, нанесённый водным ресурсам, негативно влияет на устойчивое развитие отрасли.
За последнее десятилетие популяция лососёвых уменьшилась почти на 15%, что требует принятия мер по восстановлению запасов и снижению нагрузки на экосистему.
В ближайшее время нужно решить одну важную задачу — обновить рыбопромысловый флот. Почти 80% судов, которые используются для рыболовства на Дальнем Востоке, служат уже более 28 лет. Из 131 рефрижераторного судна, работающего в России, 116 находятся на Дальнем Востоке. Из них 104 были построены за границей.
В последнее время на российских верфях начали строить новые суда для рыбной промышленности. Но этого пока недостаточно, чтобы обновить весь устаревший флот.
То же самое можно сказать и об инфраструктуре. Устаревшие перерабатывающие мощности не всегда могут обеспечить достаточную обработку продукции и высокое качество для экспортных поставок.
Хотя это приносит значительный доход, такая зависимость от внешних рынков делает отрасль уязвимой к изменениям валютных курсов и политической обстановки. Однако внутреннее потребление всё ещё имеет потенциал для роста.
Вопрос обеспечения кадрами по-прежнему актуален. Дефицит квалифицированных работников усугубляется тем, что Дальний Восток находится далеко от крупных городов европейской части России. Молодые специалисты не всегда готовы работать в суровых климатических условиях и в отдалённых населённых пунктах.
В последнее время российские высшие учебные заведения начали разрабатывать программы, связанные с рыбной отраслью, но проблема нехватки кадров всё ещё остаётся острой.
Помимо этого, изменение климата, повышение температуры воды, загрязнение как морской, так и пресной воды создают предпосылки для уменьшения численности рыбных популяций. В 2021 году было отмечено снижение улова минтая в Охотском море на 15%, что, по мнению специалистов, обусловлено ухудшением экологической обстановки.
Необходимо уделить внимание развитию логистической системы, поскольку основные покупатели рыбной продукции находятся за пределами макрорегиона Дальний Восток. Из-за нехватки транспортных мощностей иногда даже приходится останавливать добычу рыбы. Об этой проблеме упоминал сенатор Российской Федерации от Приморского края Александр Ролик
Одним из инструментов поддержки отрасли, который уже успешно применяется, являются субсидии на транспортировку минтая с Дальнего Востока. По мнению участников рынка, это способствовало росту потребления минтая примерно на 15%.
Будущее рыбной промышленности в Дальневосточном регионе
Несмотря на то, что оборудование в отрасли устарело, а квалифицированных специалистов не хватает, она всё же развивается. На государственном уровне созданы стратегии, которые направлены на модернизацию и стабильный рост. Это поможет преодолеть текущие проблемы и увеличить экспортный потенциал региона.
В числе приоритетных задач — модернизация флота. В рамках программы «Квоты под киль» предприятия, строящие новые суда на российских верфях, получают дополнительные квоты. Это стимулирует компании обновлять устаревшие суда.
По планам, к 2030 году около половины рыбопромысловых судов будет модернизировано. Это позволит увеличить объёмы добычи и улучшить качество экспорта.
Перспективным направлением, которое может значительно увеличить производство морепродуктов и снизить давление на дикие популяции, является развитие аквакультуры.
К 2030 году планируется увеличить производство аквакультуры до 700 000 тонн, что вдвое больше, чем сейчас. Это поможет компенсировать возможное снижение вылова в дикой природе и разнообразить ассортимент продукции на внутреннем рынке.
“Основной объем приходится на выращивание лососевых, набирает обороты марикультура (гребешок, мидия, трепанг, морская капуста), под этот вид деятельности отдано много акваторий. В целом условия для повышения инвестиционной привлекательности отрасли созданы”, — подчеркнула член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Людмила Талабаева, выступая на Дальневосточном рыбопромышленном форуме.
Увеличение производственных мощностей играет ключевую роль в улучшении качества продукции и увеличении её объёма. В 2023 году на Дальнем Востоке уже начали работу новые перерабатывающие предприятия, а к 2025 году планируется запуск ещё десяти крупных комплексов. Эти меры позволят повысить долю переработанной продукции и укрепить внутренний рынок.
“Одной из целей на ближайшие годы является снижение зависимости от внешних рынков и стимулирование внутреннего потребления морепродуктов. «В 2022 году средний показатель потребления рыбы на душу населения в России составил около 22 кг, что ниже европейских значений (30–40 кг). Чтобы улучшить ситуацию, разрабатываются программы субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны и снижения логистических издержек. Повышать потребление рыбной продукции в стране, безусловно, стратегическая задача, и в этой работе должно участвовать государство”, — подчеркнула сенатор РФ Людмила Талабаева.
В условиях увеличения объёмов добычи и экспорта особое значение приобретает защита окружающей среды и контроль за использованием ресурсов. Для предотвращения чрезмерного вылова рыбы необходимо усилить меры по борьбе с браконьерством и улучшить мониторинг состояния морских ресурсов. В рамках реализации планов по защите окружающей среды планируется внедрение цифровых технологий, которые позволят более эффективно контролировать запасы рыбы и отслеживать соблюдение квот.
Совершенствование кадрового потенциала также будет способствовать улучшению положения дел в отрасли. Разработка и внедрение новых образовательных программ, а также поддержка молодых специалистов помогут преодолеть нехватку кадров.
Ведущие университеты уже внедряют программы подготовки специалистов в сфере морского рыболовства и аквакультуры, и к 2030 году ожидается значительный рост числа выпускников по этим направлениям.
Ещё одним значимым фактором для успешного развития отрасли может стать увеличение субсидирования транспортировки рыбы железнодорожным транспортом.
Для минтая такая мера поддержки уже применяется, но, как отметила сенатор РФ Людмила Талабаева, необходимо распространить субсидии и на другие виды рыбы. Это сделает продукцию более доступной для покупателей, что приведёт к росту продаж.
Согласно опросам, самыми популярными видами рыбы в России являются сельдь, горбуша и минтай. Расширение ассортимента рыбной продукции на полках магазинов также положительно повлияет на здоровье россиян и повысит потребление рыбы в целом.
Благодаря поддержке государства и использованию современных технологий отрасль сможет стать более эффективной и стабильной, а также обеспечить своё долгосрочное развитие. Обновление флота, стимулирование развития аквакультуры и увеличение мощностей по переработке помогут снизить зависимость от внешних рынков и укрепить внутренние позиции.
Источник: PRONEDRA.RU
Фото: изображение от Freepik