В Госдуме призвали «умерить аппетиты» экспортёров и перевозчиков зерна
На сегодня до аграриев, занимающихся выращиванием зерна, не доходит большая часть господдержки, так как основная сумма достаётся крупным экспортёрам и перевозчикам. Об этом на пленарном заседании Госдумы рассказал глава думского Комитета по защите конкуренции Валерий Гартунг, пишет «Парламентская газета». Такие данные он представил на своём выступлении, посвящённом развитии конкуренции в АПК. Это в ходе своей проверки, помимо самого комитета по защите конкуренции, выяснили комитет по аграрным вопросам и транспорту. По подсчётам Гартунга, по факту на господдержку аграриев из федерального бюджета в последние годы выделяют около 500 миллиардов рублей в год. Также фермеры собирают высокие урожаи зерновых и других культур, а экспортная пошлина на зерно, средства которой должны идти на поддержку АПК, растёт. Однако крупные поставщики сельхозпродукции не только получают крупные денежные средства, но и завышают стоимость своих услуг. Это приводит к большим убыткам для фермеров и повышению цен на сельхозпродукцию. Политик назвал сложившуюся ситуацию олигополией. «Селяне получают господдержку, но она потом растворяется в издержках, которые они несут, обслуживая монополизированные сектора», — отметил он. Например, по его подсчётам, на зерновом рынке от 55 до 56 процентов произведённой продукции распределяется между пятью крупнейшими экспортёрами. Также эти компании активно занимаются перевалкой зерна в портах и перевозкой вагонами-зерновозами. С железнодорожными перевозками ситуация ещё хуже – только у одного владельца вагонов-зерновозов доля на этом рынке превышает 60%. Из-за этого в сезон высокого спроса на вывоз зерна цены на перевалку в глубоководных портах вырастают в несколько раз и заметно превышают среднемировые, отметил Гартунг. По данным исследований, которые проводили депутат с коллегами, у реальных производителей, работающих на земле, рентабельность в среднем составляет -1%. «По разным регионам разная ситуация. Чем ближе к черноморским портам, ситуация немного получше, а чем дальше — там гораздо хуже с рентабельностью», — уточнил парламентарий. По мнению Гартунга, выводы о сложившейся ситуации нужно представить Правительству. Также он призвал к ответственности другие регуляторы. Например, по его мнению, ФАС должна более жёстко подходить к оценке доминирующего положения игроков на рынке. «То есть, например, учитывать не все количество вагонов-зерновозов отдельной компании по стране, а в определённых регионах», — привёл пример депутат. Его коллеги также приняли информацию к сведению. Первый зампредседателя Госдумы Иван Мельников на встрече пообещал, что они тоже сделают выводы со своей стороны.