«Мовиста» прокомментировала подорожание проекта модернизации электротранспорта в Курске
Ранее депутат облдумы рассказал, что стоимость увеличилась с 12,4 млрд. почти до 20 млрд. рублей Администрация Курской области 15 августа 2022 года объявила, что подписала концессионное соглашение с компанией «Мовиста Регионы» на 25 лет. В модернизацию электротранспорта собирались вложить 12,4 млрд. рублей. Это деньги инвестора и области. Трамвайную инфраструктуру обещали сделать за три года, а первый этап завершить в августе 2024. Сообщалось, что региональное правительство будет платить инвестору за проект до 2047 года. Неожиданно от депутата облдумы Геннадия Баева куряне узнали, что стоимость модернизации может вырасти почти в два раза. «Курские известия» обратились с запросом в «Мовиста Регионы Курск» и попросили рассказать, так ли это. Старые планы Издание «Ъ» рассказывало о схеме финансирования: 8,2 млрд. рублей (только на обновление трамвайной линии) «Мовисте» предоставила госкорпорация ВЭБ.РФ, 3,7 млрд. власти Курской области должны были выплачивать ежеквартально до 2024 года, а 930 млн. рублей – это средства «Мовисты». На эти деньги должны были приобрести 22 односекционных трамвая (на 1,7 млрд. рублей), реконструировать 42,6 км путей, обновить 8 тяговых подстанций и депо и обеспечить ремонт и строительство контактной сети. Работы запланировали на двух маршрутах. Протяжённость трамвайного маршрута №1 составляет около 20 км, а маршрута №4 – от 30 до 35 км, по разным данным. «Ъ» пишет, что за 25 лет региональное правительство потратит на модернизацию не только вложенные изначально 3,7 млрд. рублей, а ещё и 28,6 млрд. рублей – 16,7 млрд. инвестиционного платежа и 11,9 млрд. эксплуатационного. Причём эти средства «Мовисте» тоже будут выплачивать не сразу, а ежеквартально. Предполагается, что деньги на это будут собирать с пассажиров в качестве оплаты за проезд. Сейчас цена проезда в трамваях составляет 27 рублей при безналичной оплате. А это значит, для того, чтобы компенсировать инвестору вложение хотя бы 3,7 млрд. рублей, куряне должны проехать на трамваях 137 млн. раз. Власти упоминали, что рассчитывают на увеличение пассажиропотока до 8,5 млн. человек в год. Получается, что, по самым грубым подсчётам, если все полученные с каждого пассажира деньги платить только «Мовисте», с этим можно расплатиться за 16 лет. А потом ещё 9 лет будем выплачивать оставшиеся 28,6 млрд. рублей. Реализация Напомним, 19 ноября этого года депутат Курской облдумы Геннадий Баев по итогам заседания постоянного комитета по промышленности, строительству, транспорту и ЖКХ сообщил, что «Мовиста» представила итоговый проект, который почти в два раза превышает заявленную стоимость. По словам первого заместителя директора ОКУ «Центр транспортных услуг» Расула Базаева, планируется до конца года прийти к соглашению с компанией. Позднее Баев сообщил, что на реализацию концессии между Курской областью и «Мовиста Регионы Курск» из областного бюджета в 2025 году направят 1 млрд. 120 млн рублей. Мы написали запрос в «Мовиста Регионы Курск», чтобы узнать, как изменится цена на модернизацию трамвайной сети. – Размер инвестиций в объект концессионного соглашения должен составить 12,4 млрд. рублей. В настоящее время проектная документация проходит поэтапную государственную экспертизу, в связи с чем сообщить итоговую сметную стоимость всех объектов капитального строительства, а также обозначить виды строительно-монтажных работ, не представляется возможным. Уточняется техническое задание и оптимизируются проектные решения, – ответили из пресс-службы компании. По телефону в компании заверили, что о подорожании проекта в два раза речь точно не идёт. Однако какова будет финальная сумма, непонятно. – На текущий момент реконструировано 24,7 км одиночного пути трамвайных путей, до 1 марта 2024 года было реконструировано 19,6 км одиночного пути трамвайных путей. Работы по реконструкции тяговых подстанций по состоянию на ноябрь 2024 года не проводились. В рамках реализации концессионного соглашения будет реконструировано 8 тяговых подстанций. В настоящий момент установлено 45 трамвайных остановок. Все 22 трамвая – «Львёнок», приобретение которых предусмотрено концессионным соглашением, поступили в Курск. Согласно условиям концессионного соглашения, весь приобретённый подвижной состав является собственностью Курской области. Согласно условиям концессионного соглашения, реконструкция трамвайных путей предполагается по маршрутам трамвая №1 и 4, – ответила представитель компании. Напомним, в июле 2023 года в администрации Курской области отмечали, что все объекты концессионного соглашения будут введены в эксплуатацию в 2024 году. Но в октябре министр транспорта и автомобильных дорог Курской области Александр Замараев заявил, что окончание работ ожидается до августа 2025 года. – Строительно-монтажные работы по этапу маршрута трамвая №4 ведутся в настоящее время, запуск трамвайного движения планируется в рамках срока реализации Концессионного соглашения – второе полугодие 2025 года, – сообщили «Курским известиям» в «Мовиста Регионы Курск». Кстати, в июне Алексей Смирнов комментировал арест на два месяца генерального директора «Мовисты» и учредителя ООО «Мовиста Регион Курск» Александра Советникова, которого обвиняли в даче взятки в особо крупном размере должностному лицу (ч. 5 ст. 291 УК РФ). По словам Смирнова, эта ситуация не представляла никаких рисков для курской концессии. Депутат Геннадий Баев сообщил «Курским известиям», что об увеличении стоимости проекта модернизации курского электротранспорта в облдуме узнали от регионального Министерства транспорта. – Пока у нас нет данных, по какой причине увеличится стоимость проекта. 16 декабря подготовим запрос региональному Минтрансу, чтобы они полностью подготовили обоснование увеличения цены контракта. Я так понимаю, что это связано с инфляцией, с удорожанием материалов. К тому же контракт оказался немного растянут во времени, сами понимаете, что всё дорожает. 20 млрд. рублей – это предварительная цифра. Контракт у нас растянут во времени, может всё произойти и измениться, может быть, он даже увеличится в большую сторону. Я так понимаю, что может появиться дополнительное соглашение к контракту. Концессионер уже заявил, что контракт продляется на год. В августе 24 года они должны были закончить определённые работы первого этапа, но на год их продляют. Поэтому ситуация, так скажем, не совсем понятная, в том числе и нам, в Думе, – рассказал Геннадий Баев «Курским известиям».