Россия приступила к формированию новых международных обязательств по климату
Россия приступила к формированию нового определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) - обязательства страны по Парижскому соглашению по климату. В его основу войдет в том числе "Российская система климатического мониторинга", результаты первого этапа создания которой были недавно представлены. Эксперты рассказали "Российской газете", какие новые обязательства может взять на себя страна.
Парижское соглашение по итогам Конференции ООН по климату подписали 196 стран (в том числе и Россия) в 2015 году. В документе страны высказали намерение сделать упор на устойчивое развитие, чтобы удержать рост глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 С сверх доиндустриальных уровней.
Каждая страна приняла свои ОНУВы, в том числе и Россия, которая в 2020 году обязалась ограничить выбросы парниковых газов до 70% к 2030 году по отношению к уровню 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и других природных ресурсов при условии устойчивого социально-экономического развития страны.
Над "Российской системой климатического мониторинга" сейчас работают около 800 ученых
Позже было решено сделать обязательства стран амбициознее. Например, Китай в обновленном документе решил достичь пика по выбросам СО2 к 2030 году и углеродной нейтральности к 2060 году. Страна планирует сократить выхлопы углекислого газа более чем на 65% по сравнению с 2005 годом, а также увеличить использование ветроэнергетики и солнечной генерации до 1,2 млрд киловатт. ОАЭ обязались сократить выбросы на 47% к 2035 году по сравнению с базовым уровнем 2019 года и достигнуть нулевого уровня выбросов к 2050 году путем преобразования всех секторов экономики. Новая цель ЕС заключается в сокращении выбросов парниковых газов минимум на 55% к 2030 году по сравнению с 1990 годом, а также достижении климатической нейтральности не позднее 2050 года.
Россия начала формировать свой обновленный ОНУВ, в котором будут учтены результаты первого этапа создания "Российской системы климатического мониторинга", рассказала директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии минэкономразвития Ирина Петрунина.

"Мы заявим наши цели по декарбонизации на 2035 год. База для этого - результаты первого этапа создания "Российской системы климатического мониторинга". Дальше будем работать над тем, чтобы показатели по углеродоемкости и энергоэффективности были учтены в стратегических документах нашей страны", - заключила директор департамента.
Система создается при участии Росгидромета и 50 ведущих научных институтов, объединенных в шесть консорциумов. Над ней работают порядка 800 российских ученых.
"Результаты первого этапа сейчас уже применяются в работе над адаптацией к изменениям климата в субъектах РФ и в отдельных отраслях. Достижения проекта помогают выстраивать мероприятия по декарбонизации экономики", - отметила Петрунина.

"Российская система климатического мониторинга" покажет новые данные и по поглощающей способности экосистем, и по выбросам. Это позволит сделать глубокий и всесторонний пересмотр подходов к формированию ОНУВов и формированию наших показателей, так что новые обязательства будут значительно отличаться, считает партнер группы по оказанию услуг в области операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин.
"Также есть международные тенденции, которые расширяют понятие ОНУВа, не фокусируясь только на выбросах парниковых газов. В ноябре было исследование, согласно которому все технологии, связанные с выбросом парниковых газов, требуют дополнительных водных ресурсов. Доступность водных ресурсов - это одно из условий реализации стратегии, соответственно, выполнения целевых показателей. В ОНУВах на будущий период должны учитываться не только выбросы парниковых газов, не только потенциал сокращения их выбросов, но изменения условий, в которых эти сокращения будут осуществляться", - сказал Лукин.
Заместитель директора "ВНИИ Экология", статс-секретарь Национального комитета Десятилетия ООН по восстановлению экосистем Вадим Петров считает, что дополнительные обязательства России могут быть достигнуты за счет восстановления экосистем и укрепления их экосистемных функций.
"Такой подход позволит сочетать реальные действия по адаптации к изменению климата с усилиями по смягчению его причин. Односторонняя стратегия, основанная исключительно на адаптации без одновременной митигации (смягчение изменения климата путем предотвращения/cокращения выбросов парниковых газов и их поглощения. - Прим. "РГ"), рискует быть недостаточной в условиях нарастающих климатических вызовов. В этом контексте главным фокусом международного сотрудничества должно стать восстановление экосистем", - отмечает Петров.
По его словам, экосистемы обладают уникальным потенциалом как в поглощении парниковых газов, так и в повышении устойчивости к климатическим изменениям. Они служат естественным барьером против наводнений, засух и других экстремальных погодных явлений, одновременно решая задачи митигации и адаптации. При этом на эти цели направляется лишь около 1% всех глобальных инвестиций в противодействие изменению климата, такие подходы необходимо немедленно пересмотреть, отмечает эксперт.