В России местные власти без денег не оставят

В России местные власти без денег не оставят

В России местные власти без денег не оставят
© Пульс Live

Сенатор Андрей Шевченко рассказал о главных изменениях в работе муниципалитетов.

Без учета мнения муниципального заксобрания руководитель города или района не сможет назначить себе заместителя. А финансирование «сверху» любого полномочия, которое передается на местный уровень с регионального, включая меры по адаптации мигрантов, поможет снять общественный негатив и управленческую судорогу у муниципальных руководителей. Зачем России понадобилась муниципальная реформа, как закон будет компенсировать ущерб владельцам снесенного в результате комплексной застройки жилья, и смогут ли другие города повторить историю Норильска, превратившегося из «золушки» в одну из жемчужин Русской Арктики? На вопросы «Парламентской газеты» ответил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, который рассказал об итогах работы в 2024 году и поделился планами на будущее.

Без депутатов заместителя не назначат

- Андрей Анатольевич, одно из ключевых направлений работы вашего комитета — развитие местного самоуправления. Расскажите, что было сделано здесь в 2024 году?

- В уходящем году была проведена действительно большая работа по совершенствованию законодательства о МСУ — наш комитет принял в ней самое активное участие. Важная законодательная новелла, соавтором которой выступил вместе с коллегами из Госдумы, — установлены дополнительные гарантии прав муниципалитетов при осуществлении переданных им государственных полномочий. Теперь при определении объема средств, которые выделяются муниципалитетам властями, должны учитываться все затраты, связанные с организацией исполнения таких полномочий. И более того, при их осуществлении муниципалитеты будут отвечать исключительно в пределах предоставленных субвенций — данные правила будут действовать с 1 января 2025 года. Об этом нас не раз просили местные руководители, и мы удовлетворены, что вопрос нашел свое решение в законе.

Еще одно важное решение: законодательно закреплен статус и полномочия Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, которая теперь будет организовывать взаимодействие муниципалитетов, а также готовить ежегодный доклад о состоянии местного самоуправления.

- Важной мерой на местном уровне считают и закрепление в законе возможности участия муниципальных депутатов в формировании местной администрации. Как это будет выглядеть на практике?

- Допустим, администрация города хочет назначить замруководителя по строительству и развитию ЖКХ. При назначении такой кандидатуры будет обязательно учитываться мнение о ней муниципальных депутатов. Отмечу, что к нам неоднократно поступали обращения с мест о том, что отсутствие прямой нормы в законе порождает неопределенность относительно возможности участия местных законодателей в формировании администрации.

- Еще одним направлением развития местного самоуправления является снижение регуляторной нагрузки на муниципалитеты. Что изменится?

- Здесь большую роль сыграли результаты работы сенаторского Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации — многие рекомендации из решений по итогам его заседаний поддержаны федеральными министерствами. Например, это освобождение органов местного самоуправления от исполнительского сбора (Взыскивается с должника, не исполнившего исполнительный документ в установленный срок в добровольном порядке — Прим. ред.) — соответствующий законопроект уже разработан Минюстом России и направлен в Правительство в ноябре 2024 года. Надеемся, что в ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму.

Надо расширить гарантии жилищных прав граждан

- Еще одно направление вашей работы — комплексное развитие территорий, которое рассматривается сегодня как приоритетный механизм градостроительного развития в России. Институт КРТ введен в законодательство РФ четыре года — требуется ли что-то дорабатывать или менять в его работе?

- В ноябре наш комитет провел большие парламентские слушания, где обсудили применение механизма КРТ на практике. Выявили ряд важных проблем, среди которых — распространенное негативное отношение граждан к реализации проектов КРТ жилой застройки из-за недостаточных гарантий их жилищных прав. В частности, отсутствие законодательно установленных жилищных гарантий для собственников домов блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов, которые включены в границы КРТ жилой застройки вместе с многоквартирными домами.

Также значительной проблемой является недостаток средств у целого ряда регионов на реализацию проектов КРТ, например, на обеспечение их необходимой инфраструктурой из-за низкого уровня бюджетной обеспеченности.

По итогам состоявшегося мероприятия мы предложили Минстрою России ряд решений выявленных проблем, которые министерство концептуально поддержало. В частности, речь идет о распространении закрепленных в Жилищном кодексе жилищных гарантий собственников жилых помещений в многоквартирных домах также на собственников домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов, которые включены в границы КРТ жилой застройки. Полагаю, этот вопрос будет решен в весеннюю сессию 2025 года.

Что касается поддержки регионов с низкой бюджетной обеспеченностью в части реализации ими проектов КРТ, буквально недавно Правительство Российской Федерации приняло постановление (от 30 ноября 2024 года № 1685), предусматривающее финансовую поддержку таким регионам при строительстве или реконструкции ими объектов социальной, транспортной или коммунальной инфраструктуры в рамках реализации проектов КРТ, предполагающих жилищное строительство.

Бюджет поддержит регионы

- В конце ноября Совет Федерации одобрил федеральный бюджет на ближайшие три года. Как оцениваете его с точки зрения регионального развития, заложены ли в нем средства на выравнивание социально-экономического положения регионов?

- Сразу отмечу, что на 2025 год для поддержки и развития регионов России предусмотрены межбюджетные трансферты в объеме 3,4 триллиона рублей. Это немного, где-то на четыре процента больше, чем в текущем году. Прежде всего это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. На это выделено более одного миллиарда рублей, что на десять процентов выше, чем в 2024 году. Однако важнее не абсолютные цифры, а структура расходов.

- Что именно вы имеете в виду?

- Это прежде всего поддержка за счет федерального бюджета региональных проектов, направленных на достижение результатов национальных целей развития. Также на предстоящую трехлетку сохраняются высокие темпы предоставления льготных инфраструктурных бюджетных кредитов для создания и обновления инфраструктуры. На эти цели предусмотрено по 250 млрд рублей ежегодно. Кроме того, для регионов предусмотрено списание двух третей задолженности по бюджетным кредитам. В этом случае они должны потратить средства на проекты, которые позволят нарастить территориям собственный экономический потенциал, создать источники налоговых поступлений.

Безусловно, в новом году Правительством будет проводиться мониторинг исполнения региональных бюджетов — для оказания дополнительной финансовой помощи при необходимости.

Выгодный и безопасный Севморпуть

- В этом году были приняты важные решения по развитию Дальнего Востока и Арктики. В их подготовке принимал участие ваш комитет. Какие из них наиболее значимые?

- Наш комитет является ответственным за подготовку заседаний «арктического» Совета при Совете Федерации. В ходе его работы в 2024 году были выработаны важные рекомендации, которые, в том числе связаны с переориентацией внешнеторговых грузопотоков с Запада на Восток и существенным увеличением нагрузки на дальневосточную логистическую инфраструктуру. В связи с этим мы считаем, что необходимо продолжить модернизацию Восточного полигона железных дорог, и для этого объединить усилия власти и бизнеса. Важно привлекать к транспортным проектам дальневосточные компании — Правительству нами было рекомендовано проработать вопрос о расширении применения механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений при реализации проектов по электрификации БАМа и Транссиба. Хочу отметить, что бизнес хочет идти сюда, просто нужно создать для этого все необходимые условия. Этим мы с коллегами займемся в 2025 году.

Важнейшим направлением является развитие транзитного потенциала Северного морского пути. Он может использоваться не только для снабжения наших северных территорий, но и для транзита контейнеров между портами Северо-Восточной Азии и Северной Европы. Минвостокразвития уже ведет активную работу в этом направлении. Сейчас мы поставили задачу, чтобы вместе с министерством к марту 2025 года сделать так, чтобы уже принятый закон о Северном завозе заработал на полную мощь. Это касается мониторинга его правоприменения и устранения всех необходимых замечаний от регионов, от перевозчиков. Это касается, в том числе и решения вопросов по транзиту через Севморпуть. На сегодня это самый выгодный и с точки зрения расстояния, и с точки зрения безопасности торговый путь между Европой и Азией. И здесь нам еще предстоит многое сделать, например, развивать портовую инфраструктуру. Данная тема будет одной из ключевых в нашей работе в 2025 году.

- Перспективная тема — развитие опорных населенных пунктов Арктической зоны. Правительством утвержден перечень из 16 таких пунктов, которые имеют особое стратегическое значение для всей страны. Понятно, что для их развития по разработанным мастер-планам потребуется много денег. Будут ли они привлекаться за счет крупных компаний, так как это случилось с «Норникелем» в Норильске?

- Не готов сейчас назвать конкретные компании и населенные пункты. Но норильский опыт, несмотря на то, что он возник в результате экологической катастрофы, безусловно, имеет все для того, чтобы тиражироваться на другие города Русской Арктики.

По материалам «Парламентской газеты»