Валерий Выжутович - о декабрьском марафоне потребления

Большинство россиян (80 процентов) признали, что тратят в декабре намного больше, чем в любой другой месяц. Еще 13 процентов отметили незначительную разницу в тратах, а 7 респондентов заявили, что тратят как обычно. Таковы результаты опроса, проведенного сервисом "Пакет". Кроме того, около 58 процентов опрошенных признались, что в период новогодних праздников иногда делают импульсивные покупки. Еще 18 процентов поступают так часто, 17 процентов - очень редко, а 8 процентов не совершают спонтанных трат. Самыми популярными категориями товаров у респондентов в декабре стали продукты (94 процента), подарки (80 процентов) и алкогольные напитки (70 процентов). Почти треть опрошенных испытывают тревогу в предновогодний период из-за приближающегося праздника и суеты, и чуть меньше половины россиян скорее не ощущают никаких волнующих эмоций и страха не успеть что-то сделать перед окончанием года.

Валерий Выжутович - о декабрьском марафоне потребления
© Российская Газета

В этот Новый год россияне с большой долей вероятности могут получить в подарок товары для дома, косметику и бытовую технику - в декабре количество покупок этих товаров выросло сильнее всего по сравнению с остальным годом. Это результат другого исследования. Его провели аналитики МТС Банка. Исследование проводилось на основании анализа обезличенных данных по картам клиентов банка во всех регионах России. При этом учитывались платежные операции с 1 по 15 декабря 2024 года. Для расчета вероятности получения подарка за 100 процентов бралось количество транзакций, совершенных по рассматриваемым категориям. Средний чек покупки товаров из категории товаров для дома составил 2650 рублей. Вторую по значимости долю в 23 процента заняли подарки из категории косметики и парфюмерии. Средний чек покупки таких товаров в декабре составил 2000 рублей. Кроме того, перед Новым годом россияне заметно нарастили покупку бытовой техники или электроники - среди рассматриваемых категорий такие товары заняли долю в 15 процентов. В среднем подобные подарки обходятся россиянам в 8950 рублей. "Получить в подарок игрушку - вероятность 14 процентов. Выбор здесь широкий: от плюшевой игрушки до коллекционной фигурки или от новогоднего украшения до конструктора. Средний чек в магазинах игрушек в декабре 2024 года - 1750 рублей", - цитирует аналитиков МТС банка РИА Новости.

Большинство россиян (80 процентов) признали, что тратят в декабре намного больше, чем в любой другой месяц

В 2024 году, по данным "Сбериндекса", потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума. В реальном денежном выражении они превысили прошлогодние на 8,8 процента. Самый значительный рост показали расходы на непродовольственные товары, увеличившись в марте на 14,3 процента, самый слабый - траты на услуги и общепит, поднявшись лишь на 2,8 и 2,9 процента соответственно. По сравнению с декабрем 2018 года в марте 2024-го объем покупок непродовольственных товаров вырос на 15,9 процента, расходы же на услуги и общепит - на 14 и 28,9 процента соответственно. Наибольшая потребительская активность зафиксирована в первой неделе апреля. Тогда, по данным "Сбериндекса", рост потребительских расходов ускорился до 2,5 процента с 0,9 процента неделей ранее (без учета инфляции и сезонности). Согласно исследованию "Ромир", в первую неделю апреля средний чек на покупку товаров повседневного спроса был на 23,8 процента больше, чем год назад, и на 21,7 процента больше, чем неделей ранее. Авторы исследования отмечают, что россияне, вероятно, возвращаются к обычному стилю потребления.

К увеличению потребления подталкивают растущая инфляция, снижающийся курс рубля и снижение доступности кредитов. При этом потребительский спрос заметно переориентировался на рынок непродовольственных товаров. Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), считает, что именно потребление непродовольственных товаров росло опережающими темпами. Это объясняется бурным ростом доходов, зафиксированным Росстатом.

Макроэкономисты ЦБ отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Однако, по опросам "инФОМ", проведенным по заказу ЦБ, более 70 процентов респондентов не имеют возможности ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7 процентов. Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется развитием параллельного импорта.

После Нового года спрос на товары начнет слабеть, а разгон инфляции вновь заставит граждан проявлять умеренность в тратах

30 процентов россиян предпочтут сделать крупную покупку вместо того, чтобы отложить деньги. Население стало лучше оценивать свое текущее финансовое положение, отмечает Центробанк в докладе об инфляционных ожиданиях граждан. Однако, по мнению экспертов, инфляционные ожидания пока подвержены колебаниям. "Как правило, за периодом, когда растут инфляционные ожидания в производственном секторе, следует и их рост в потребительском секторе. Поэтому не стоит успокаиваться. Инфляционные ожидания могут снова вырасти", - говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.

После Нового года спрос на товары начнет слабеть, а разгон инфляции вновь заставит граждан проявлять умеренность в тратах.