Перед Новым годом на российских складах скопилось, по разным оценкам от автодилеров, от 200 тысяч до 350 тысяч нераспроданных машин, пишет «Коммерсантъ».
Поставщики перестарались, потому что предполагали, что продажи к Новому году побьют рекорды октября и ноября, но этого не случилось. Вместо пика продаж началось охлаждение спроса. Теперь непроданных «китайцев» хватит до апреля, полагают на рынке.
Есть и другие причины затоваривания: производители завозили больше машин перед очередным повышением ставки утильсбора с 1 января. А также не рассчитали, что высокая ключевая ставка фактически свела на нет все выгоды автокредита.
Есть и другие факторы, говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:
— Тут обе причины совпали, еще и третья причина появилась, поскольку скакал курс рубля по отношению к юаню, причем хорошо скакал, активно. У нас был курс, допустим, 12 рублей за юань, стал 16 рублей за юань. И все эти три причины сошлись, и выяснилось, что машин, которые завозили под увеличение утилизационного сбора, слишком много. Я сразу сказал, что запасов хватит до весны, со мной спорили и говорили: нет, до зимы и все, разберут. Но видите, у нас достаточно сложные ноябрь и декабрь по продажам, так что запасов хватит надолго, а сбрасывать цены резко, чтобы освободить склады, к сожалению, никто не собирается.
— Там и так уже минимальная маржа, просто скидывать некуда?
— У дилеров да, особенно по бюджетным моделям. А у производителей есть какие-то, наверное, свои соображения. Я видел, например, склады «АвтоВАЗа», там действительно много машин. Что касается китайцев, они еще больше привезли, учитывая, что у них не треть рынка, а у «АвтоВАЗа» треть. Так что машин хватит до весны точно, другое дело, что пока никто поступаться своей маржой сильно не собирается.
— А как на это повлиять? Допустим, опустят ставку резко?
— В это никто не верит. Никто не понимает, например, насколько у Китая есть запасы господдержки. Потому что, безусловно, экспортные поставки каким-то образом субсидируют, или, во всяком случае, помогают с документооборотом, как и в России. Китай тем более это делает, потому что у них экспорт крайне важен. Насколько государство готово субсидировать рост нашего утилизационного сбора, их государство, мы не знаем, насколько государство их готово субсидировать перевозки, и так далее, потому что перевозки тоже дорогие все-таки. Тут вопросов больше, чем ответов.
В «Авилоне» подтверждают значительные стоки китайских автомобилей в стране. По подсчетам автодилера, всего на складах импортеров находится около 350 тысяч новых машин.
Однако к снижению цен на автомобили ситуация не приведет, считают на рынке. Как и не будет существенных новогодних скидок.