С яйцами-то получилось: Государство может выкручивать руки бизнесу только нежно и точечно
Необходимо жестко бороться со злоупотреблениями в повышении цен, заявил премьер-министр Михаил Мишустин. По его словам, значимую роль в этом процессе должна играть Федеральная антимонопольная служба (ФАС), а в особых случаях и Генпрокуратура.
Мишустин в качестве примера балансировки спроса и предложения назвал вступившее в силу решение совета Евразийской экономической комиссии обнулить ввозную таможенную пошлину на импорт сливочного масла до 15 июня 2025 года. На следующий год меру планируется распространить на поставки мяса крупного рогатого скота, а до июля – на картофель, морковь и яблоки.
«СП» спросила специалистов, в какой макроэкономической обстановке будут действовать российские власти.
– Текущая ситуация тревожна. К 23 декабря годовая инфляция ускорилась до 9,58%. Это заметно больше роста цен, который за 2023 год достиг лишь 7,42%. Непродовольственная составляет менее 7%, но продуктовая уже зашкаливает и находится ближе к 11%. В декабре инфляционные ожидания у населения выросли с 13,4% до 13,9%.
Перед Новым годом на рынки обрушатся разные бонусы для работников, январские пенсии авансом. Плюс в этом месяце ожидается примерно вдвое больше государственных расходов, чем в каждом из предыдущих 11 месяцев, – рассказал экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников.
«СП»: Правительство прорабатывает включение в список мониторинга упаковочных материалов. Почему за ценами на эти товары так необходимо следить?
– Производители упаковок уже заявили, что будут повышать цены на свои товары на 9-22%. Соответственно идет ценовое давление на молочную продукцию и соки (так как 10% от себестоимости в этой сфере занимают упаковки). Поэтому надо проверять, насколько такое повышение обосновано.
«СП»: Почему продовольственная инфляция более существенна?
– Потому что в рост цен продовольственных товаров закладывается достаточно серьезный компонент сезонности (овощи и фрукты). На мировом рынке дорожают кофе и какао-бобы, последнее ведет к росту стоимости кондитерских товаров.
Также в этом году очень неудачная путина, поэтому рыба и морепродукты тоже существенно взлетели в цене (по данным Росстата, накопленный с декабря 2023 года рост цен на неразделанную мороженую рыбу составил 16,98% – «СП»).
У нас новогодние праздники станут на треть дороже, чем это было в прошлом году, если учитывать новогодний стол, организацию елок и подарки. С конца декабря до первой половины февраля мы в любом случае будем находится под жестким инфляционным давлением.
«СП»: Как сейчас государство взаимодействует с бизнесом на фоне ускорения роста цен?
– Еще в начале декабря ФАС предупреждала производителей, что будет вести проверки необоснованности цен, вмешиваться и штрафовать.
Генпрокуратура также работает в этом направлении. Ведомство в отдельных случаях может привлекать к уголовной ответственности – к примеру, если будет доказан картельный сговор, что, правда, сложно сделать. Само по себе заявление главы правительства, что за компаниями будут следить и в случае чего придут к ним, уже заставляет бизнес несколько сдерживать свои аппетиты.
Сейчас в 38 регионах между администрациями субъектов и бизнесом действуют ценовые соглашения, которые ограничивают торговые наценки и сдерживают уровень цен. Они действуют в отношении продовольственных товаров, которые пользуются повышенным спросом.
«СП»: Можно ли это назвать административным регулированием в рыночных рамках?
– Это добровольное соглашение, и оно не является директивным вмешательством с целью определения по каким конкретно ценам можно торговать. Это попытка пригласить бизнес к диалогу, чтобы начать договариваться. Возможно кому-то нужна льготная аренда, а другим игрокам – налоговые льготы. В целом эта история про поиск компромисса.
«СП»: То есть в текущей ситуации вводить административные методы на федеральном уровне нет смысла?
– Абсолютно нет. Такие действия всегда резко нарушают рыночное равновесие. После того, как цены отпускаются, мы все равно будем расплачиваться их резким ростом.
Лучше действовать плавно, точечно, анализировать ситуацию в отдельных регионах. Власти субъектов должны понимать, как у них устроены спрос и предложение.
Проблему административной регулировки экономики продолжил обсуждать доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
– У нас уже действует формальный механизм, который косвенно ограничивает резкие ценовые всплески. К примеру, согласно Налоговому кодексу, налоговые органы при контроле за полнотой исчисления налогов могут проверять правильность применения цен в том числе при их отклонении более чем на 20% (повышения или понижения) от уровня цен, которые налогоплательщик применял по однородным товарам или услугам в пределах непродолжительного периода времени.
ФАС, как правило, и иногда Генпрокуратура, делают предостережения участникам рынка в случае необоснованного роста цен. Это более-менее действенно. Участники рынка понимают, что если компания не отреагировала необходимым образом на предостережение, то потом будут проблемы.
Если ценовые проблемы представляют собой единичные случаи, то, безусловно, с ними можно справиться с помощью таких предостережений. Но при полномасштабной инфляции подобных усилий административных органов не хватит. Если расширить при этом госрегулирование, то тогда будет еще хуже, потому что введение крупных элементов административно-плановой экономики в рыночную экономику приводит к дефициту.
«СП»: Почему такое регулирование влияет негативно?
– Любой предприниматель решает по-простому – он будет производить товары только если это более-менее рентабельно. К примеру, даже с товарами из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов возникают проблемы из-за того, что можно поставлять только по определенным ценам. Если цена не устраивает производителя, то он не будет поставлять товар, и в итоге товар пропадает с полок. И это только конкретный случай с определенным перечнем, в масштабах всей экономики ситуация может быть куда серьезнее.
Поэтому это тот самый случай, когда можно отрегулировать только в небольших масштабах. Точечно некоторые проблемы с ростом цен все же были решены (к примеру, с декабря 2023 год цены на куриные яйца снизились на 11,46% – «СП»).