Климатический парадокс: повышение уровня моря угрожает крупнейшим нефтяным портам мира
Анализ, проведенный Zero Carbon Analytics, выявил, что повышение уровня моря на 1 метр может серьезно повредить 13 крупнейших нефтяных портов, включая Рас-Танура и Янбу в Саудовской Аравии. Эти порты, через которые проходит 98% экспорта нефти страны, оказываются особенно уязвимыми из-за своей низкой расположенности.
В зону риска попадают также нефтяные порты США, такие как Хьюстон и Галвестон, а также инфраструктура в ОАЭ, Китае, Сингапуре и Нидерландах. В совокупности эти порты обеспечивали около 20% мирового экспорта нефти в 2023 году.
Проблемы связаны не только с физическим затоплением территорий. Повышение уровня моря уже усиливает штормовые нагоны, увеличивает риск прибрежных наводнений и способствует проникновению соленой воды в почву, разрушая инфраструктуру.
Согласно данным Международной инициативы по климату криосферы (ICCI), повышение уровня моря на 1 метр станет неизбежным в течение ближайшего столетия и может произойти уже к 2070 году при отсутствии эффективных мер по сокращению выбросов. Более драматическое повышение на 3 метра ожидается в последующие тысячелетия, а его первые признаки могут проявиться уже в начале XXII века.
Исследователи указывают, что строительство защитных сооружений, таких как дамбы, может отсрочить катастрофу, но является дорогостоящим и временным решением. Потребуются постоянные инвестиции в повышение этих защит, что в конечном итоге станет экономически невыгодным.
Мюррей Уорти из Zero Carbon Analytics подчеркивает: «Опираться на ископаемое топливо в условиях глобального потепления — это не путь к энергетической безопасности, а дорога к катастрофе. Переход на возобновляемые источники энергии — единственное устойчивое решение».
Саудовская Аравия, одна из стран, находящихся в зоне риска, обвиняется в блокировании климатических инициатив на международных саммитах. Это включает тактику затягивания переговоров на Cop29 и препятствия на встречах, посвященных борьбе с засухой и опустыниванием.
Директор ICCI Пэм Пирсон обращает внимание на парадоксальную ситуацию: «Уровень моря, угрожающий портам, через которые перевозятся миллиарды баррелей нефти, сам по себе является следствием сжигания ископаемого топлива».
Текущее положение требует срочных действий: ускорение перехода к возобновляемым источникам энергии, активизация климатической политики и инвестиций в устойчивую инфраструктуру. Без этого крупные прибрежные регионы, включая Нью-Йорк и Шанхай, а также стратегически важные нефтяные порты, окажутся перед лицом непреодолимых климатических вызовов.
Климатический кризис уже меняет карты береговых линий и экономических зон. Ирония в том, что решением проблемы станет именно отказ от ископаемого топлива — ресурса, который породил этот кризис.