Эксперты: Предпосылок для возвращения газа и нефти из России в Европу пока нет
Предпосылок для резкого увеличения поставок газа и возобновления экспорта нефти из России в Европу пока нет, но они могут еще появится, считают опрошенные "Российской газетой" эксперты.
Ранее руководитель отдела аналитики в области энергетики аналитической компании ICIS Андреас Шредер заявил, что сокращение поставок Норвегией нефти и газа создает предпосылки для более тесного сотрудничества стран Европы с Москвой, знаменуя собой "рассвет для России" на европейском нефтегазовом рынке.
С декабря 2022 года в ЕС действует эмбарго на импорт нефти из России морем, а трубопроводные поставки сократились до 12-20 млн тонн в год (по разным оценкам). Причем для прокачки российской нефти используется только Южная ветка трубопровода "Дружба", по Северной - поставляется нефть из Казахстана, по крайней мере, официально. А еще в 2018 году в Европа импортировала морем и трубопроводами из России 151 млн тонн нефти, почти 59% от всего объема ее экспорта из нашей страны.
Что касается газа, то поставки в ЕС продолжаются только по европейской ветке "Турецкого потока" (15,75 млрд кубометров в год) и сжиженного природного газа (СПГ). По данным Rystad Energy, в 2024 году Европа закупила 24,8 млрд кубометров российского газа в виде СПГ. Но суммарно поставки газа пока сокращаются. С 1 января транзит нашего газа через Украину был остановлен, поскольку истек срок действия контракта на прокачку газа на запад, а новый заключен не был. То есть поставки в Европу "голубого топлива" сократились на 15-16 млрд кубометров в год. Кроме того, сейчас в ЕС всерьез рассматривается возможность отказа от российского СПГ, хотя ранее планировалось, что к этому придут лишь к 2027 году. Для сравнения, в 2021 году только в страны ЕС было экспортировано свыше 150 млрд кубометров российского газа.
По словам аналитика ФГ "Финам" Сергея Кауфмана, логистически Россия безусловно является более удачным поставщиком, чем большинство перечисленных выше стран. Однако необходимо крайне серьезное изменение политической ситуации, чтобы европейские страны снова могли видеть в РФ надежного поставщика энергоресурсов. На этом фоне пока что в нашем базовом сценарии мы не закладываем восстановления поставок российских углеводородов в Европу.
А по мнению основателя компании "Страховой брокер AMsec24" Антона Мельцова, для наращивания поставок необходимы как политические, так и экономические условия, которые пока неясны.
При этом, как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, сейчас есть некоторые предпосылки со стороны европейских потребителей оказать давление на Украину с целью возобновления транзита трубопроводного газа из России через ее территорию. В первую очередь речь идет о Словакии. Также заинтересована в дальнейших поставках энергоресурсов из РФ Венгрия, она пытается сопротивляться вводимым санкциям со стороны ЕС и накладывает вето на их продление. Однако в ЕС уже разрабатывают план обхода вето Венгрии, поэтому вряд ли у нее получится в одиночестве противостоять всей Еврокомиссии. Можно также выделить намерения и обещания одного из кандидатов на пост канцлера Германии от ультраправой партии "Альтернатива для Германии" запустить оставшуюся в рабочем состоянии одну ветку "Северного потока". Но несмотря на то, что за эту партию сейчас готовы отдать голоса 22% избирателей, она все же идет на втором месте после консервативного блока ХДС/ХСС с 30% голосов. В этом году в принципе будет множество изменений в правящих кругах европейских государств, так как ожидаются смены правящих партий или лидеров государств, поэтому предпосылки для возобновления экспорта российского газа в ЕС еще могут появиться.
А вот ожидаемое снижение добычи нефти и газа в Норвегии пока мало влияет на ситуацию. Во-первых, как отмечает Кауфман, добыча углеводородов в Норвегии, действительно, близка к пику или уже прошла его, но снижение в базовом сценарии будет достаточно плавным. Например, Equinor недавно заявляла, что к 2035 году планирует добывать на норвежском шельфе около 1,2 млн баррелей нефтяного эквивалента (бнэ) в сутки против 1,4 млн бнэ. в 2023 году.
Во-вторых, у Европы есть выбор откуда импортировать нефть и газ. Да, в большинстве случаев поставки не из России (особенно, газа) будут дороже, но здесь в силу вступают политические факторы. Как замечает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин, основная причина сокращения или увеличения поставок российского газа (как трубопроводного, так и СПГ) в ЕС лежит в области геополитики. Технические возможности увеличить экспорт есть, но нужны решения и договоренности, которых нет.
Что же касается увеличения поставок, то, по словам Чернова, помимо России экспорт энергоресурсов в страны ЕС может увеличить множество стран. Например, поставки СПГ могут нарастить США, Катар, Алжир и Австралия, Нигерия и Египет. Поставки нефти и газа могут нарастить Казахстан, Азербайджан, ОАЭ, Саудовская Аравия, Ирак, Ливия, Кувейт, Бразилия.
На рынке СПГ основной прирост ожидается со стороны США, Катара, Канады и ряда менее крупных производителей, уточняет Кауфман. При этом в США мощность проектов в стадии pre-FID (т.е. проекты, решение о реализации которых пока не принято) значительно превышает существующие мощности. Это значит, что в случае возникновения дефицита на мировом газовом рынке США могут быть одними из первых, кто с радостью его компенсирует.
На рынке нефти добычу планируют наращивать Бразилия, Гайана и США. При наличии дополнительного спроса быстро могли бы нарастить добычу и многие члены ОПЕК+ (особенно страны Персидского залива). Иначе говоря, пока что нельзя говорить, что на рынке нефти или газа существует вероятность возникновения значительного дефицита, считает эксперт.