Правительству Михаила Мишустина исполняется пять лет: работа продолжается
Пять лет - один из самых долгих сроков работы премьера в современной России. За это время в стране и мире произошел целый ряд событий, кардинально трансформировавших представление о будущем развитии. Россия пережила два серьезных и совершенно разных по своей природе внешних шока - пандемийный и санкционный. Эти изменения потребовали оперативных действий и высокой гибкости и адаптивности от управленческого аппарата страны.
В политической повестке страны 2020 год начался с Послания президента, где были озвучены предложения о поправках в Конституцию и перераспределении ряда полномочий правительства в сторону Госсовета и палат Федерального Собрания, и последовавшей за этим отставки правительства в полном составе. Новая команда пришла на уже в целом подготовленную почву - профицитный бюджет, Фонд национального благосостояния около восьми триллионов рублей, растущая экономика (хоть и темпами немного ниже среднемировых), инфляция в районе таргета. С учетом профессионального бэкграунда от нового премьер-министра Михаила Мишустина и его команды ждали формирования эффективной модели управления, обеспечивающей прорывное развитие и достижение национальных целей развития, цифровизации процессов и полномасштабного внедрения пока буксовавшего проектного управления.
Однако уже через пару месяцев ситуация изменилась кардинально, и команде управленцев-технократов пришлось выполнять совершенно другие функции - антикризисные. В пандемию пришлось решать не только задачи сохранения жизни и здоровья людей, бесперебойного обеспечения лекарствами и экстренного разворачивания больничных мощностей, но и сохранения экономики и доходов граждан. Это большой управленческий вызов для современных экономик - никто не понимал, что и как нужно делать. Поэтому именно с управленческой точки зрения новая команда правительства отработала очень четкий механизм - решения принимались оперативно, на основе ежедневного мониторинга ситуации, и при этом они также быстро реализовывались: не было проволочек в аппаратной работе при принятии документов и доведении денег. Сначала это были точечные меры реагирования, а с введением локдауна - уже "пакетные": три "пакета" мер поддержки, затем - общенациональный антикризисный план - единая дорожная карта всего правительства с конкретными мероприятиями, сроками, ответственными и показателями эффективности. С учетом предоставленных налоговых льгот, отсрочек и других мер общий объем антикризисной поддержки правительства составил 4,5% ВВП.
Сейчас перед правительством снова стоит задача перехода к долгосрочному экономическому росту за счет структурной трансформации экономики
Правительство структурировало и приоритизировало все свои задачи по восстановлению экономики, а многие реализованные тогда меры стали фундаментом для последующей работы. Так, за четыре года произошел качественный и системный прорыв по снижению административных издержек бизнеса - это и снятие ряда регуляторных ограничений, и отмена устаревших требований, и снижение числа проверок и замена их на профилактические визиты.
Тогда спад в экономике оказался существенно меньшим, чем в большинстве развитых стран (2,7% в 2020 году против 3,5% спада мирового ВВП и, например, 9,9% в Великобритании), а восстановление быстрым (5,6% в 2021 году). Важную роль здесь сыграла именно выстроенная система управления, сочетающая стратегические и оперативные меры, постоянную балансировку и донастройку.
В 2021 году правительство выдохнуло и с новыми силами взялось за программу развития - в работу впервые был внедрен механизм стратегических сессий по ключевым направлениям госполитики, перечеркнувший устоявшуюся систему "отраслевых колодцев", когда отдельные ведомства работают исключительно внутри своей повестки, иногда вопреки целям и задачам других коллег по правительству. Далее этот механизм стал постоянным инструментом главы кабмина по выработке новых решений и калибровке текущих задач, мониторингу реализации. Также в ряду управленческих нововведений команды премьера в этот год была проведена реформа госпрограмм - весь механизм бюджетирования стал проектным и прозрачным.
В этот же год, в том числе на фоне роста инфляции не только в России, но и в мире, был внедрен механизм инцидент-менеджмента на площадке координационного центра правительства, а также сбора и мониторинга обратной связи от людей, бизнеса, регионов. Опора на обратную связь стала одним из базовых принципов принятия управленческих решений в правительстве, чего ранее на системной основе не было.
В социальной политике в этот момент начали повышать адресность (социальное казначейство), проактивно информировать граждан о положенных им мерах социальной поддержки. Поэтапно начали реализовывать комплекс мер поддержки семей, трансформировавшийся в 2023 году в единое пособие, закрывшее все этапы родительства - от беременности до совершеннолетия ребенка. Именно социальные изменения, по оценке граждан, стали самыми востребованными ими решениями правительства Мишустина (опрос ВЦИОМ 2023 года).
Новые политические и экономические вызовы принес 2022 год, и сформированная и отлаженная в ковид система управления здесь также не дала сбой - правительство вместе с Банком России и Госдумой быстро перешло в режим оперативного управления, ситуацию в экономике удалось стабилизировать. Подходы к антикризисному планированию работы были дополнены возможностями цифровизации, в том числе оперативно была развернута единая для всех министерств информационная система, аккумулировавшая все предложения граждан, бизнеса, экспертов и самих ведомств по мерам поддержки. В этой системе было отлажено межведомственное рассмотрение и согласование мер, а вынесение их на одобрение правительства занимало менее недели.
Со второй половины 2022 года наблюдалась успешная первичная адаптация российской экономики к санкционному давлению, ключевыми факторами которой стали переориентация внешнеторговых потоков в пользу нейтральных и дружественных стран, расширение внутреннего спроса благодаря наращиванию государственных расходов, а также достаточно взвешенная макроэкономическая политика. Удалось сохранить на высоком уровне инвестиционную активность - в том числе благодаря сформированному правительством широкому портфелю инструментов, разумно разделяющих риски между государством и частным бизнесом, с предсказуемыми и стабильными условиями.
Сейчас, несмотря на то, что санкции продолжают нарастать (как прямые санкции против России, так и вторичные - на тех наших партнеров, кто не отказался от взаимодействия), траектория развития экономики уже сформирована. Так, если по итогам 2022 года ВВП России снизился на 2,1%, то в 2023 году экономика вернулась к росту (3,6%), что было выше большинства экспертных ожиданий и значительно лучше, чем в других крупных развитых странах (США - 2,1%, Испания - 2,5%, Великобритания - 0,5%, Франция - 1,0%, Германия - минус 0,5%, Япония - 2,0%). За девять месяцев 2024 года, по оценке минэкономразвития, рост ВВП составил 4% год к году, по итогам года рост может составить 3,9% и стать самым высоким значением за последнее десятилетие (за исключением постковидного восстановительного 2021 года).
Правительство за пять лет действительно стало намного эффективнее, хотя со стороны эту часть работы не видно и сложно оценить ее вклад. Существенно изменилась работа аппарата правительства, сокращены и оптимизированы внутренние процессы, каждый зампред может контролировать свои задачи и ключевые показатели эффективности через внутреннюю систему мониторинга. Система показателей внедрена на всех уровнях - от непосредственных результатов национальных проектов до сроков подготовки нормативных актов.
Из очевидных административных прорывов необходимо отметить не только существенную автоматизацию процессов (чего, собственно, и ждали от команды Мишустина, до этого показавшего значимые результаты в части цифровизации налоговой системы), но и повышение интегрированности системы управления в целом - и внутри правительства (уход от ведомственных колодцев), так и с иными ветвями власти (значительно вырос уровень координации действий с Государственной Думой и Советом Федерации, ЦБ, регионами).
В 2024 году в нашей стране начался новый управленческий цикл, президентом поставлены новые масштабные задачи. И если прошлую программу развития страны можно было назвать "социально ориентированной", то сейчас перед правительством снова стоит задача перехода к долгосрочному экономическому росту за счет структурной трансформации экономики, в том числе основанной на технологическом лидерстве.