Индия и Китай отказываются от нефти из РФ: что будет с рублем и экономикой

Ряд портов и покупателей российской нефти в Индии и Китае отказались ее выгружать из-за последних санкций экс-президента Джо Байдена от 10 января. Уходя, он внес в черный список свыше 180 кораблей, которые перевозили нашу нефть.

Индия и Китай отказываются от нефти из РФ: что будет с рублем и экономикой
© ТАСС

Что сейчас происходит с этими судами и сколько может потерять Россия из-за нового санкционного удара, рассказывает NEWS.ru.

Какие санкции привели к новым проблемам с продажей российской нефти

10 января США приняли масштабные ограничения, которые также назвали «прощальным пакетом Байдена». В новый санкционный список попали «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», более 30 трейдинговых и нефтесервисных предприятий, более 180 судов (включая 69, принадлежащих крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот»), а также «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», занимавшиеся страхованием российских перевозок нефти.

Кроме того, санкции ввели против глав нефтяных компаний: «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ и ряда других, а также нескольких чиновников, связанных с энергетическим сектором. Также в санкционные листы попали десятки «дочек» «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», а еще тех компаний, где доля «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» или их дочерних предприятий составляет 50% или более, даже если они не включены в американские санкционные списки, говорится в сообщении Минфина США. Под ограничения подпали более 180 судов, в основном танкеры для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ), использующие флаги различных государств, а также их официальные владельцы.

Также меры коснулись крупного проекта «Роснефти» в Арктике — «Восток Ойла», и еще двух — по сжижению природного газа («Криогаз-Высоцк» — СП «Газпрома» и НОВАТЭКа и проект «Газпрома» «Портовая»). Под санкции подпали и крупные добытчики угля: «Кузбассразрезуголь», «Русский уголь» и «Колмар», а также совместное предприятие Росатома и «Норникеля» «Полярный литий».

К чему сразу привели эти санкции

В итоге у азиатских берегов встало множество танкеров, так как многие покупатели и порты просто отказывались принимать суда — видимо, из-за риска подпасть под вторичные санкции. При этом на части кораблей была не только нефть, но и сжиженный природный газ (СПГ). По данным аналитической компании Kpler, последние американские ограничения коснулись танкеров, перевозящих около 42% российского морского экспорта нефти, в основном в Китай. Все это привело к резкому росту расходов на фрахт судов, не затронутых указанными мерами.

Но потом корабли начали постепенно выгружать нефть в Китае и Индии, передает Reuters. США разъяснили Индии, что танкеры должны отдать грузы до 27 февраля, сообщил журналистам в пятницу министр нефти Индии Панкадж Джайн. А рассчитаться за эту нефть должны до 12 марта, добавил он. Также еще на прошлой неделе в индийской Bharat Petroleum Corp Ltd сообщили, что компания не получала новых предложений о поставках в марте, как это обычно бывает, и ожидает, что количество грузов в этом месяце сократится по сравнению с январем и декабрем.

В свою очередь замминистра нефти и природного газа Индии Панкадж Джайн сказал, что его страна готова продолжать покупать нефть из России, если она будет продаваться по цене ниже установленного для нас Западом «потолка» в $60 за баррель (если же она продается по более высокой цене, западным компаниям запрещено ее страховать и оказывать нашим судам иное содействие. Поэтому, как неоднократно писали иностранные СМИ, Россия использует «теневой», то есть неофициальный флот). При этом, добавил Джайн, Индия откажется от сотрудничества с российскими компаниями и судами, попавшими под санкции.

Все ли потеряно для российской нефтянки

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман объяснил NEWS.ru: теоретически даже торговля по ценовому «потолку» прибыльна для российских нефтяников: в последние месяцы стоимость бочки марки Urals преимущественно колебалась в диапазоне $60–65, что не сильно выше «потолка». При этом у отечественных компаний остается ряд вариантов, как продолжать экспортировать нефть.

«Во-первых, санкции коснулись значительного, но ограниченного числа танкеров. Это значит, что стоимость фрахта заметно вырастет, но продолжать экспорт возможно. Во-вторых, можно использовать схему, при которой значительную часть пути нефть проходит на подсанкционном танкере, а ближе к пункту назначения переливается на неподсанкционный танкер», отмечает Кауфман.

Действительно, ценовой «потолок», при условии, что Запад не понизит его (хотя Трамп как раз намекает на новые тарифные санкции), для наших экспортеров сравнительно комфортен, говорит в беседе с NEWS.ru экс-министр экономики России Андрей Нечаев. Но сейчас проблема заключается в том, что крупные китайские банки отказываются проводить с нашей страной платежи даже в юанях, а Индия «любезно» платит нам в рупиях и предлагает эти рупии затем инвестировать в ее экономику, так как вывести их в Россию, несмотря на заявления российских банкиров, сложно. Кроме того, если вкладывать деньги в индийские компании и те окажутся прибыльными, неясно, как опять же потом выводить эти прибыли в Россию. Поэтому Минэкономики и Минфину, вероятно, придется создавать рабочую группу, чтобы найти в Индии интересные нашей стране товары и выкупить их за эти самые рупии, заключает Нечаев.

Сколько денег Россия потеряет из-за нефтяных санкций

Но может реализоваться и куда менее приятный сценарий, добавляет Нечаев. Если наш флот и дальше принимать не будут, мы увидим заметное снижение поставок нефти за границу. А это грозит российским нефтяникам потерями десятков миллиардов долларов в год. Что, безусловно, сильно повлияет и на бюджет России.

По базовому сценарию, который прогнозирует «Финам», санкции и подорожание фрахта из-за них приведут к увеличению скидки на нефть Urals к западной Brent до $15–20 за баррель, хотя в последние месяцы она лишь немного превышала $10 за баррель, говорит Кауфман. «Также мы считаем вероятным снижение экспорта в пределах нескольких сотен тысяч барреллей в сутки», — говорит аналитик. В итоге российские экспортеры будут терять до $1–2 млрд в месяц, полагают в «Финаме». То есть до $12–24 млрд в год, что бьется и с оценками Нечаева.

Большими ли будут эти потери

Напомним, выручка от продажи нефти и газа ежегодно составляет от трети до более чем половины доходов бюджета России. В 2024 году нефтегазовые доходы страны равнялись 11,131 трлн рублей, или $112 млрд по текущему курсу. Это чуть более 30% от всех поступлений в российскую казну.

Соответственно, даже $12–24 млрд станут заметной потерей, хоть и не все эти суммы представляют собой налоги в чистом виде, они идут в том числе на развитие отечественной нефтянки. Кроме того, Трамп угрожает обрушить цены на нефть по всему миру.

Финансовый аналитик, трейдер Артем Звездин в беседе с NEWS.ru указывал, что в результате мировые цены могут опуститься до $45 за баррель. И в таком пессимистичном сценарии курс рубля рухнет вдвое — до 200 за доллар. Но даже при нейтральном сценарии, который сейчас выглядит вполне реальным — нефть по $60 за баррель — доллар может подняться до 160 рублей.