Индия и Китай отказываются от нефти из РФ: что будет с рублем и экономикой
Ряд портов и покупателей российской нефти в Индии и Китае отказались ее выгружать из-за последних санкций экс-президента Джо Байдена от 10 января. Уходя, он внес в черный список свыше 180 кораблей, которые перевозили нашу нефть.
Что сейчас происходит с этими судами и сколько может потерять Россия из-за нового санкционного удара, рассказывает NEWS.ru.
Какие санкции привели к новым проблемам с продажей российской нефти
10 января США приняли масштабные ограничения, которые также назвали «прощальным пакетом Байдена». В новый санкционный список попали «Газпром нефть» и «Сургутнефтегаз», более 30 трейдинговых и нефтесервисных предприятий, более 180 судов (включая 69, принадлежащих крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот»), а также «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование», занимавшиеся страхованием российских перевозок нефти.
Кроме того, санкции ввели против глав нефтяных компаний: «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», ЛУКОЙЛ и ряда других, а также нескольких чиновников, связанных с энергетическим сектором. Также в санкционные листы попали десятки «дочек» «Газпром нефти» и «Сургутнефтегаза», а еще тех компаний, где доля «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» или их дочерних предприятий составляет 50% или более, даже если они не включены в американские санкционные списки, говорится в сообщении Минфина США. Под ограничения подпали более 180 судов, в основном танкеры для перевозки нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа (СПГ), использующие флаги различных государств, а также их официальные владельцы.
Также меры коснулись крупного проекта «Роснефти» в Арктике — «Восток Ойла», и еще двух — по сжижению природного газа («Криогаз-Высоцк» — СП «Газпрома» и НОВАТЭКа и проект «Газпрома» «Портовая»). Под санкции подпали и крупные добытчики угля: «Кузбассразрезуголь», «Русский уголь» и «Колмар», а также совместное предприятие Росатома и «Норникеля» «Полярный литий».
К чему сразу привели эти санкции
В итоге у азиатских берегов встало множество танкеров, так как многие покупатели и порты просто отказывались принимать суда — видимо, из-за риска подпасть под вторичные санкции. При этом на части кораблей была не только нефть, но и сжиженный природный газ (СПГ). По данным аналитической компании Kpler, последние американские ограничения коснулись танкеров, перевозящих около 42% российского морского экспорта нефти, в основном в Китай. Все это привело к резкому росту расходов на фрахт судов, не затронутых указанными мерами.
Но потом корабли начали постепенно выгружать нефть в Китае и Индии, передает Reuters. США разъяснили Индии, что танкеры должны отдать грузы до 27 февраля, сообщил журналистам в пятницу министр нефти Индии Панкадж Джайн. А рассчитаться за эту нефть должны до 12 марта, добавил он. Также еще на прошлой неделе в индийской Bharat Petroleum Corp Ltd сообщили, что компания не получала новых предложений о поставках в марте, как это обычно бывает, и ожидает, что количество грузов в этом месяце сократится по сравнению с январем и декабрем.
В свою очередь замминистра нефти и природного газа Индии Панкадж Джайн сказал, что его страна готова продолжать покупать нефть из России, если она будет продаваться по цене ниже установленного для нас Западом «потолка» в $60 за баррель (если же она продается по более высокой цене, западным компаниям запрещено ее страховать и оказывать нашим судам иное содействие. Поэтому, как неоднократно писали иностранные СМИ, Россия использует «теневой», то есть неофициальный флот). При этом, добавил Джайн, Индия откажется от сотрудничества с российскими компаниями и судами, попавшими под санкции.
Все ли потеряно для российской нефтянки
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман объяснил NEWS.ru: теоретически даже торговля по ценовому «потолку» прибыльна для российских нефтяников: в последние месяцы стоимость бочки марки Urals преимущественно колебалась в диапазоне $60–65, что не сильно выше «потолка». При этом у отечественных компаний остается ряд вариантов, как продолжать экспортировать нефть.
«Во-первых, санкции коснулись значительного, но ограниченного числа танкеров. Это значит, что стоимость фрахта заметно вырастет, но продолжать экспорт возможно. Во-вторых, можно использовать схему, при которой значительную часть пути нефть проходит на подсанкционном танкере, а ближе к пункту назначения переливается на неподсанкционный танкер», — отмечает Кауфман.
Действительно, ценовой «потолок», при условии, что Запад не понизит его (хотя Трамп как раз намекает на новые тарифные санкции), для наших экспортеров сравнительно комфортен, говорит в беседе с NEWS.ru экс-министр экономики России Андрей Нечаев. Но сейчас проблема заключается в том, что крупные китайские банки отказываются проводить с нашей страной платежи даже в юанях, а Индия «любезно» платит нам в рупиях и предлагает эти рупии затем инвестировать в ее экономику, так как вывести их в Россию, несмотря на заявления российских банкиров, сложно. Кроме того, если вкладывать деньги в индийские компании и те окажутся прибыльными, неясно, как опять же потом выводить эти прибыли в Россию. Поэтому Минэкономики и Минфину, вероятно, придется создавать рабочую группу, чтобы найти в Индии интересные нашей стране товары и выкупить их за эти самые рупии, заключает Нечаев.
Сколько денег Россия потеряет из-за нефтяных санкций
Но может реализоваться и куда менее приятный сценарий, добавляет Нечаев. Если наш флот и дальше принимать не будут, мы увидим заметное снижение поставок нефти за границу. А это грозит российским нефтяникам потерями десятков миллиардов долларов в год. Что, безусловно, сильно повлияет и на бюджет России.
По базовому сценарию, который прогнозирует «Финам», санкции и подорожание фрахта из-за них приведут к увеличению скидки на нефть Urals к западной Brent до $15–20 за баррель, хотя в последние месяцы она лишь немного превышала $10 за баррель, говорит Кауфман. «Также мы считаем вероятным снижение экспорта в пределах нескольких сотен тысяч барреллей в сутки», — говорит аналитик. В итоге российские экспортеры будут терять до $1–2 млрд в месяц, полагают в «Финаме». То есть до $12–24 млрд в год, что бьется и с оценками Нечаева.
Большими ли будут эти потери
Напомним, выручка от продажи нефти и газа ежегодно составляет от трети до более чем половины доходов бюджета России. В 2024 году нефтегазовые доходы страны равнялись 11,131 трлн рублей, или $112 млрд по текущему курсу. Это чуть более 30% от всех поступлений в российскую казну.
Соответственно, даже $12–24 млрд станут заметной потерей, хоть и не все эти суммы представляют собой налоги в чистом виде, они идут в том числе на развитие отечественной нефтянки. Кроме того, Трамп угрожает обрушить цены на нефть по всему миру.
Финансовый аналитик, трейдер Артем Звездин в беседе с NEWS.ru указывал, что в результате мировые цены могут опуститься до $45 за баррель. И в таком пессимистичном сценарии курс рубля рухнет вдвое — до 200 за доллар. Но даже при нейтральном сценарии, который сейчас выглядит вполне реальным — нефть по $60 за баррель — доллар может подняться до 160 рублей.