Клайпедский порт занял 40% рынка в странах Балтии

Более всего в 2024 году в порту фиксировали прирост в обработке строительных материалов и минералов. Перевалка этих грузов выросла почти вдвое: с 1,4 млн т в 2023 году до 2,68 млн т в 2024-м. Рост обусловлен активным строительством автомобильных и железных дорог. Это крупнейший объем названых грузов за всю историю Клайпедского порта. Большая часть (93%) строительных материалов и минералов была импортной, причем почти половина импорта (47%) пришлась на скандинавские страны.

Контейнерные грузы заняли второе место по росту тоннажа в прошлом году – 859 тыс. т (+9%). В общей сложности перевалено 10 млн т, что составляет 28% от общего объема грузов порта. В 2024-м в обработке контейнеров также установлен новый рекорд в 1,68 млн TEU (+2%).

Третьей группой по росту тоннажа в прошлом году стали накатные грузы – в Клайпеде перевалили 852 тыс. т (+16%). Всего за год было обработано 6,1 млн т паромных транспортных средств. Это составляет 17% от общего объема грузов порта.

Значительно увеличилась перевалка древесины и продукции лесного хозяйства – 244 тыс. т (+49%). В прошлом году было перевалено 189 тыс. т чугуна, стали и металлоконструкций (+75%). Обработка удобрений составила 1,76 млн т (+13%).

Количество судов, заходящих в порт, также в ушедшем году увеличилось: порт принял 5,478 тыс. судов, что на 132 судна, или на 2% больше, чем в 2023-м. Пассажиропоток Клайпедского порта в прошлом году вырос на 7%, до 381 тыс. человек.

В то же время в порту зафиксировали снижение объемов в перевалке нефтепродуктов. В этом грузовом сегменте падение составило 784 тыс. т, или 18%, до 3,63 млн т. Грузов сжиженного природного газа стало меньше на 14%, до 2 млн т. Зерна в 2024 году перевезли на 70 тыс. т меньше, чем в 2023-м. Всего перевалили 4,15 млн т, что составило 12% от общего объема грузоперевалки Клайпедского порта.

Если посмотреть на грузооборот прошлого года и разделить его на кварталы, то вторая половина года была более успешной для Клайпедского порта. И в III, и в IV квартале объем грузов превысил 9 млн т.

Прошлый год стал самым успешным для Клайпедского порта по сравнению с другими портами Балтии. Его доля рынка выросла на 3 процентных пункта, с 36% в 2023-м до 39% в прошлом году. На второй позиции в регионе Рижский порт с 18,1 млн т грузов (-4%). Наибольший спад в Риге произошел из-за низких объемов перевалки угля, руды, строительных материалов и минералов. В Лиепае перевалка упала на 3%, до 7 млн т, а в Вентспилсе – на 21%, до 8,2 млн т. В совокупности на три латвийских порта приходится 33,3 млн т. Это на 6% меньше, чем переваливает Клайпедский порт. Грузооборот эстонского Таллинского порта в 2024 году увеличился на 4%, до 13,1 млн т. Рост стал возможным за счет объема навалочных, контейнерных и накатных грузов.