Эксперт Чупин: Торговые войны Трампа сделают мировую торговлю непредсказуемой

Ввод Трампом тарифов против Канады, Мексики и Китая вносит неопределенность в международные экономические отношения. Это отрицательно скажется как на отдельных странах - участницах новой торговой войны, так и на мире в целом. Об этом "Российской газете" рассказала доцент кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова, кандидат экономических наук Галина Кузнецова.

Эксперт Чупин: Торговые войны Трампа сделают мировую торговлю непредсказуемой
© Российская Газета

С 4 февраля США вводят 25-процентные таможенные пошлины на продукцию, импортируемую из Канады и Мексики, а также 10-процентные тарифы на товары из Китая. В ответ на это премьер-министр Канады Джастин Трюдо и президент Мексики Клаудия Шейнбаум Пардо распорядились ввести ответные тарифы на американские товары. В Канаде таможенные пошлины уже затронули импортируемые из США одежду, обувь, парфюмерию, овощи и фрукты, а также алкогольные напитки: пиво, вино и бурбон. Китай после подписания Дональдом Трампом указа о тарифах пообещал подать иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) в отношении неправомерных действий Вашингтона и принять соответствующие контрмеры.

Галина Кузнецова утверждает, что мировая экономика сможет приспособиться к двусторонним высоким тарифам, которые страны - участницы торговой войны вводят сейчас друг против друга. По мнению эксперта, от действий США выиграют развивающиеся страны, которые заменят США на рынке импорта в тех же Мексике и Канаде.

Ухудшение экономических отношений США и Китая вредно для обеих стран, считает Кузнецова. "Трамп, который по своему мировосприятию принадлежит к прошлому веку, не может понять, что США преуспевают в торговле услугами, в отличие от Китая", - объясняет эксперт. Сильные стороны США - это финансы, банки, страхование, ИТ и компьютерные услуги. Современная Америка должна развивать и продвигать именно эти направления, а не пытаться конкурировать с Китаем в сфере производства товаров потребления. "Экономические интересы большинства стран мира, особенно лидеров рынка, так переплетены, что заставляют страны продолжать торговать и искать компромиссы", - считает Кузнецова.

Начинающаяся торговая война может иметь двоякие последствия для российской экономики, полагает заместитель декана по науке экономического факультета РУДН, к.э.н. Александр Чупин. Он отметил, что Китай, вынужденный искать новых партнеров после вероятного отказа от продукции США, может увеличить закупки российского зерна, мяса, удобрений и энергоресурсов. Это откроет для России дополнительные возможности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако торговые войны, по мнению эксперта, часто приводят к замедлению мировой экономики. Это может снизить спрос на российские нефть, газ и уголь. Особенно критичным это снижение спроса будет в отношениях с Китаем, так как он является одним из крупнейших потребителей российских энергоресурсов.

Чупин подчеркнул, что в долгосрочной перспективе усиление протекционизма в экономической политике стран - участниц торговой войны сделает мировую торговлю менее предсказуемой и стабильной. Предприниматели не смогут планировать свои действия или вести переговоры с партнерами, если в мировой экономике есть такой фактор, как Трамп, и невозможно предугадать, какие действия ожидать от него завтра. Галина Кузнецова назвала нового президента США фактором нестабильности.

Напомним, что Дональд Трамп в первый свой президентский срок уже инициировал торговую войну как с Китаем, Мексикой и Канадой, так и с европейскими странами. "Торговые войны - это хорошо, и их легко выиграть", - заявлял Трамп в X (бывший Twitter, сервис заблокирован в РФ) в 2018 году. Китай тогда в ответ на действия Вашингтона запретил ввоз американских соевых бобов. Вместо США бобы в Китай поставила Бразилия. В США действия президента привели к тяжелейшей ситуации в сельском хозяйстве, государству пришлось из своего бюджета выкупать у фермеров излишки соевых бобов. Галина Кузнецова подчеркнула, что "все это проходили пять лет назад", и сегодня в структуре и динамике торговли США с этими странами мало что изменилось.

Канада и Мексика находятся в критической зависимости от американского рынка, на который приходится около 80% их экспорта, отметила Анастасия Прикладова, к.э.н., доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова. В стоимостном выражении речь идет о 472 млрд долл. (поставки из Мексики) и 441 млрд долл. (поставки из Канады). Перенаправить товаропотоки на другие рынки не получится из-за сложившихся кооперационных цепочек, а также специфики товаров (можно вспомнить, например, про различные комплектации автомобилей для рынков). "На мой взгляд, влияние этих ограничений на мировую экономику будет весьма ограниченным. То же касается и России. Разве что произойдет большее понимание политики Трампа", - сказала эксперт.

Тем не менее, по мнению Прикладовой, можно ожидать изменений на мировом автомобильном рынке, на который повышение пошлин окажет наибольшее влияние. Так, перед автопроизводителями, которые имеют сборочные предприятия в Канаде и Мексике, встанет вопрос изменения производственных планов, финансовых моделей, что отразится на корпорации в целом, а не только на мексиканских или канадских подразделениях. Возможно, потребуется работа с дилерами в США, изменение ценовой политики, в противном случае стоит ожидать увеличения цен на те же 25%, если дилеры будут нацелены на сохранение нормы прибыли. На фоне повышения внутренних цен на автомобили канадской и мексиканской сборок автопроизводители, имеющие заводы в Японии и Республике Корея, могут повысить экспортные цены на легковые автомобили, поставляемые в США, заключила Прикладова.