Политолог Бочаров считает популизмом идею Трампа сделать из Газы новую "Ривьеру"

Планы Трампа "расселить" сектор Газа и застроить побережье встречают в арабских странах на уровне официальной риторики естественное негативное отношение. Попытка решения проблемы без создания палестинского государства для них сейчас неприемлема. Конечно, оттенки в позициях разных стран Ближнего Востока в связи палестино-израильским конфликтом разнятся, как у Катара и ОАЭ, например. Но, тем не менее, мейнстрим сейчас заключается в том, что принципиальных уступок в вопросе создания палестинского государства пока делать нельзя.

Политолог Бочаров считает популизмом идею Трампа сделать из Газы новую "Ривьеру"
© Российская Газета

Отношение же "арабской улицы" к попыткам решить палестинскую проблему без учета мнения самих палестинцев традиционно резко негативное. То же самое сейчас можно сказать и про палестинцев, хотя если говорить о последнем заявлении Трампа, то точных замеров общественного мнения еще никто не проводил.

Есть сомнения и в реализуемости планов Трампа сделать из Газы новую условную "Ривьеру". Рискну сказать, что пока это просто популизм, и никто инвестировать свои деньги в Газу сейчас не будет, даже Трамп и Нетаньяху.

Хотя прецеденты крупных инвестиций на Ближнем Востоке, конечно же, есть, вспомнить хоть ОАЭ, но с Газой - совсем другая ситуация, да и субрегион, строго говоря, другой - Восточное Средиземноморье. Кроме того, инвесторы, как правило, не торопятся вкладывать деньги в развитие той территории, которая еще недавно была зоной конфликта, потому что всегда сохраняются риски новой эскалации.

Тем более что идея Трампа заключается в переселении палестинцев в другие страны. И думается, что до окончания этого процесса, заранее сомнительного с гуманитарной точки зрения, ждать инвестиций в эту землю не приходится.

Само по себе переселение в тот же Египет в теории вполне возможно, хотя набор рычагов давления по этому вопросу у США не так уж широк. Гипотетически США могут пересмотреть свою политику в отношении американской военной помощи Египту. Кроме того, может быть понижен уровень сотрудничества в военно-технической сфере. Но ведь это может привести к развитию отношений Египта с другими странами, и даже вне ближневосточного региона.

Сама история взаимоотношений Египта и США последних лет свидетельствует, что по принципиальным вопросам он умеет отказывать гегемону. Когда США оказывали на Египет давление в связи с тем, что в СМИ поступали сообщения о возможной сделке с Россией по приобретению самолетов, это сработало. Но в 2013 году никакие ограничительные меры в отношении новых египетских властей, пришедших к власти в результате военного переворота, не привели к корректировке политики в отношении "Братьев-мусульман" (организация признана террористической и запрещена в РФ - прим. "РГ"), за которых заступалась тогдашняя американская администрация.

Здесь Трампу придется предложить Египту не кнут, а пряник, какой-то весомый бонус за неудобство. Египет сталкивается с хроническими социально-экономическими проблемами, и одна из причин, почему он не хотел бы принимать палестинцев - потенциальное ухудшение социальной обстановки в стране, усиление давления на экономику, которая сталкивается с такими проблемами, как инфляция, безработица, высокий уровень госдолга. Предположим, что Каир, возможно, рассмотрит предложение Вашингтона, если тот, например, выделит взамен какую-то значительную помощь, способную перевесить потенциальные издержки для Египта, связанные с переселением палестинцев.

При этом называть планы Трампа принципиально нереализуемыми будет слишком категорично. Скорее, они маловероятны. Ведь мы сейчас обсуждаем только слова, которые могут и не дойти до дел.