Логистическая отрасль в 2025 году: векторы развития и актуальные проблемы
Логистическая отрасль в 2025 году: векторы развития и актуальные проблемы
Аналитические выкладки Никиты Баранова, сооснователя и директора по стратегии TLS GROUP
В современных условиях, когда международные отношения осложнены санкциями и другими вызовами, вопрос о доставке импортных товаров на прилавки приобретает особое значение для поставщиков. Сегодня международная логистика — это сложная многокомпонентная система, далеко выходящая за рамки простого перемещения грузов. Сфера транспортировки уже претерпела значительные изменения, и в 2025 году этот процесс продолжится. Никита Баранов, сооснователь и директор по стратегии логистической группы компаний TLS GROUP, поделился своими прогнозами на текущий год.
Влияние геополитических изменений на логистику
Санкции, наложенные на Россию, существенно изменили глобальную торговлю и логистические цепочки. Например, закрытие воздушного пространства над Россией для европейских авиаперевозчиков породило необходимость разрабатывать новые маршруты и искать заменяющие рынки сбыта. Теперь товары из Азии в Европу чаще перевозят через Индию, Турцию и страны Аравийского полуострова. В результате отсутствия прямых авиарейсов с Европой российские логистические компании столкнулись с трудностями — в цепочках поставок стали появляться новые звенья. Например, была ситуация, когда груз из Великобритании в Россию прошёл через девять транзитных пунктов.
Нестабильная мировая обстановка может в любой момент повлиять на условия поставок. Яркий пример подобной неопределённости — инцидент с пищевой содой из США. Контейнер следовал в Россию транзитом через Европу, все необходимые документы для этого были в порядке — но по прибытии в латвийскую Клапейду груз задержали из-за внезапно введённых санкций на ввоз некоторых групп товаров, среди которых была и сода.
Транспортировка товаров стала сложной, многоступенчатой, и необходимо чётко соблюдать законы каждой страны, участвующей в цепочке поставок. Даже Китай — крупный производитель продукции санкционных западных брендов — не имеет возможности напрямую поставлять её в Россию. Из-за нюансов, связанных с оформлением экспортных деклараций, возникла необходимость привлекать посредников. Затраты на дополнительные услуги влекут рост стоимости товаров.
Последствия блокировки SWIFT
Отключение российских банков от системы SWIFT существенно осложнило проведение международных платежей, поставив многие компании в затруднительное положение. Несмотря на то, что некоторые банки в Турции и Китае готовы принимать рубли, процесс перевода средств усложнился: транзакции теперь занимают до 7 дней, а комиссии за них стали выше. До 2024 года проведение финансовых сделок через Кыргызстан считалось одним из оптимальных вариантов, однако сентябрь прошлого года стал поворотным моментом. Национальный банк страны наложил запрет на расчёты за фактически транзитный товар, и это решение значительно уменьшило интерес к данному маршруту в сфере международной торговли.
В этих условиях всё более привлекательными становятся механизмы, позволяющие осуществлять сделки без прямых валютных переводов — криптовалюта и неттинг. С 1 сентября прошлого года в России узаконили возможность проводить международные сделки в цифровой валюте. Однако данный механизм всё ещё крайне сырой — нормативно-правовая база находится в работе и не прошла полноценного тестирования в реальных условиях. Центробанк сейчас работает над проектом, который позволит проводить расчёты криптовалютой для российских предприятий. Платформу обещают запустить уже в этом году.
Изменения в торговых соглашениях и санкциях в 2025 году
В 2025 году не исключена возможность изменений в торговых соглашениях и режимах санкций, что будет обусловлено различными геополитическими факторами.
Новый хозяин Белого дома
Президент США Дональд Трамп известен своей жёсткой политикой и решительными действиями. Это подтверждает недавний пример, когда Трамп вернул мигрантов в Боливию, угрожая санкциями. Ожидать от нынешнего президента США каких-либо шагов, направленных на смягчение существующей политики, нецелесообразно. Отмена санкций — это сложная процедура, требующая выполнения множества условий, что делает их пересмотр затруднительным. Многие положения в санкционных списках предоставляют определённые экономические выгоды для Соединенных Штатов, и изменения в этой сфере возможны только при соблюдении порой неосуществимых условий.
Расширение БРИКС
Следует отметить, что страны БРИКС продолжают активно привлекать новых участников, таких как Саудовская Аравия и Египет. Эти государства понимают, что зависимость от доллара представляет большой риск для их экономик.
Несмотря на нарастающее партнёрство стран БРИКС, общей валюты у союза нет. Её появление, по мнению экспертов, возможно не раньше 2050 года, а значит, изменения в международной финансовой системе будут происходить еще долго.
Создать замену системе SWIFT и надежный инструмент для проведения банковских операций будет весьма непросто. Трамп угрожает ввести 100% пошлины на товары стран БРИКС и полностью закрыть им доступ на американский рынок в ответ на их попытки создать альтернативу доллару. И несмотря на то, что экономика БРИКС больше экономики США, игнорировать мощь Америки и её санкционное давление нельзя.
Хотя объем торговли России с другими странами БРИКС вырос (по данным Минпромторга, в 2022 году объём товарооборота с ОАЭ увеличился на 68%), наращивание транзита товаров из США и Европы через БРИКС в Россию маловероятно.
Например, несмотря на сотрудничество между РФ и Объединёнными Арабскими Эмиратами, процесс доставки даже автомобильных запчастей из ОАЭ в Россию затруднен — для этого требуется разрешение (MOFA) от Министерства иностранных дел, получение которого занимает до 15 рабочих дней. Тогда как на товары двойного назначения (микроэлектронику, лазерное оборудование или авиационные запчасти) получить документы нереально. Это ставит под сомнение шансы на увеличение логистических потоков с государствами БРИКС. Вторичные санкции по-прежнему остаются в силе, и бизнес это хорошо понимает.
Ситуация в Суэцком канале: последствия для глобальной торговли
Осенью 2023 года Красное море перестало быть надёжным и безопасным для судоходства из-за активности хуситов в Йемене. Большинство людей были в неведении относительно этой угрозы, пока ХАМАС не вторгся в Израиль и не начал военную операцию в секторе Газа. В ответ на это хуситы начали атаковать проходящие через Суэцкий канал суда, связанные с Израилем, а в декабре 2023 года ударили по норвежскому судну, которое не имело никакого отношения к конфликту с Израилем. В свою очередь, Соединенные Штаты развернули военную операцию в этом регионе, и эта миссия продолжается в настоящее время.
Вопреки опасностям, Суэцкий канал сохранит свою доступность для морского движения. Обходной путь вокруг Африки в три раза длиннее, и это сильно увеличивает стоимость товаров. Транзит через Суэцкий канал до настоящего времени не был приостановлен и, скорее всего, продолжится, что является важным фактором для мировой торговли.
Влияние экономической ситуации на стоимость логистических услуг
В России наблюдается беспрецедентный рост цен на логистические услуги: за последние три года стоимость грузовых перевозок увеличилась на 69%. В 2025 году прогнозируется дальнейшее подорожание, поскольку Федеральная антимонопольная служба одобрила рост тарифов на железнодорожные перевозки на 13,8%.
Основные факторы, способствующие росту тарифов в сфере логистики — инфляция и увеличение цен на топливо. Кроме того, в транспортной отрасли наблюдается нехватка кадров, что также обостряет ситуацию, и в этом контексте рост цен на иностранную технику и её обслуживание не остаётся без влияния. Изменение логистических маршрутов тоже играет свою роль: грузовые перевозки теперь больше ориентированы на Восток, а не на привычные западные направления. Этот процесс требует значительных вложений в обновление устаревшей инфраструктуры и приводит к увеличению расстояний перевозок, что отражается на повышении тарифов.
Увеличение поставок из Китая создало значительные заторы на российско-китайской границе, и грузовые автомобили нередко простаивают там неделями в ожидании проезда. Внедрение электронной очереди, направленной на упрощение прохождения процедур, не смогло кардинально решить проблему, и это также провоцирует рост цен на логистические услуги.
Наибольшее влияние экономическая ситуация оказала на авиационную отрасль. Авиакомпании были вынуждены сократить объем рейсов и прибегнуть к использованию запчастей от других самолётов для обеспечения полётов. Однако даже такие меры не решили проблемы, и случаи, когда самолёт не может вылететь из-за технических неисправностей, становятся всё более частыми. Нарастают сложности и с транспортировкой опасных грузов: их отправление разрешено только на грузовых самолётах, а количество таких рейсов заметно сократилось. В результате наблюдается повышение цен на услуги.
На сегодняшний день авиационная логистика является самой дорогой, но при этом становится всё более популярной среди бизнеса. Стоимость перевозки составляет около 10 долларов за килограмм, тогда как морская транспортировка аналогичного груза обойдется всего в 0,5 доллара. С уходом западных логистических фирм качественные услуги по морской доставке сборных грузов, которые позволяли минимизировать затраты за счёт дележа контейнеров, фактически исчезли. Эти услуги раньше создавали серьёзную конкуренцию для авиационной логистики. В России работают компании, оказывающие подобные услуги, но качество их сервиса значительно ниже, чем у западных конкурентов. Кроме того, морская доставка может занять до трёх месяцев, при этом есть риск, что во время транспортировки товара морем могут быть введены новые санкции, и транзит товара попадёт под запрет. Поэтому многие клиенты готовы платить больше за быстрые и безопасные авиаперевозки.
Создание новых логистических хабов
Египет постепенно утверждается в качестве перспективного направления в области международной логистики. Порт Александрия благодаря своему удобному расположению для обеспечения транзита грузов между Европой и Россией способен составить серьёзную конкуренцию известным турецким портам. Тем не менее основным препятствием для его конкурентоспособности является низкое качество предоставляемого сервиса, что негативно сказывается на привлекательности порта для экспедиторов.
Порт Джедда в Саудовской Аравии также демонстрирует значительные перспективы, однако его развитие осложняют действия хуситов.
Объединённые Арабские Эмираты активно вкладывают средства в модернизацию своих портов и аэропортов. Аль-Мактум в Дубае, который является одним из крупнейших в мире, получил дополнительные инвестиции в размере 30 миллиардов долларов на обновление. Несмотря на то, что аэропорт DXB продолжает успешно функционировать, правительство страны осознает, что его возможности близки к исчерпанию. У Аль-Мактума есть все шансы стать настоящим лидером в сфере авиационной логистики благодаря внедрению самых современных технологий и высокоэффективных процессов грузооборота.
Аэропорт на Мальдивах в городе Мале также демонстрирует свои преимущества благодаря большим финансовым вложениям в развитие. Вдобавок аэропорт предлагает важное конкурентное преимущество — 5 дней бесплатного хранения грузов.
Резюме
Несмотря на проблемы и неопределённости, логистическая сфера продолжит развитие и в 2025 году, который обещает стать периодом значительных трансформаций. Возможно, рынок услуг столкнется с увеличением цен из-за дефицита конкурентоспособности и усложнения бизнес-процессов.
Участникам рынка, как небольшим, так и крупным, следует подготовиться к немедленному реагированию на возникающие трудности — эффективность работы логистических компаний будет зависеть от их гибкости и способности вести игру в новых реалиях. Справиться с этим смогут лишь настоящие профессионалы, способные прогнозировать риски и своевременно выстраивать новые эффективные цепочки поставок.
#Аналитика #Транспорт #Санкции #SWIFT #БРИКС #СуэцкийКанал #Экономика #ТранспортныеУслуги #ЛогистическиеХабы #TLSGROUP