Когда российский газ может вернуться на рынок Европы
В начале февраля исполнилось ровно 55 лет, так называемой Сделке века "Газ за трубы", договору между СССР и Германией, с которого началась активная экспансия российского газа в Европе. Нам поставляли трубы большого диаметра и оборудование для строительства газопровода в Западную Европу, по которому мы поставляли газ с месторождений Западной Сибири.
Газопровод прошел через Украину, его мощность за счет введения новых ниток росла вплоть до 1988 года, на выходе в страны ЕС она составляет 142,5 млрд кубометров. Именно за счет поставок по этому маршруту Россия стала основным поставщиком газа для Европы. Мы поставляли западным странам дешевый энергоресурс, фактически обеспечивая рост европейской экономики, в первую очередь Германии. Прокачка росла вплоть до 1998 года (141,1 млрд кубометров), потом восемь лет находилась на уровне выше 120 млрд кубометров в год, а с 2007 года началось снижение.
Этот момент весьма важен. Сейчас часто можно услышать, что транзит через Украину упал потому, что Россия построила обходные маршруты. Но газопровод через Польшу "Ямал-Европа" был запущен в 1999 году и это почти никак не повлияло на объемы украинского транзита. Взорванный теперь "Северный поток" прокладывался в 2010-2012 году, когда поставки через Украину уже упали до уровня ниже 100 млрд кубометров. Последний "Северный поток-2", построенный в 2021 году, так и вовсе не успел заработать. То есть сначала были многочисленные газовые конфликты России и Украины - споры о задолженности, цене газа, стоимости транзита, несанкционированный отбор из трубы газа, предназначенного для Европы, а уже потом в России принимались решения о строительстве обходных маршрутов.
Пик поставок газа в Европу (включая Турцию) из нашей страны был в 2018 и 2019 году. Экспорт превысил 200 млрд кубометров. На долю украинского транзита пришлось 87 и 90 млрд кубометров, соответственно. В конце 2019 года состоялся очередной "газовый спор" России и Украины и с большими сложностями был заключен новый контракт на транзит нашего газа в Европу. Договор истек в конце 2024 года. С начала этого года российский газ по старейшему маршруту в Европу не поставляется. Пятидесяти пяти лет работы нескольких поколений людей из России, Украины, Германии, да и других стран, как не было.
Что теперь? В России после подрыва "Северных потоков" и снижения экспорта в Европу упала добыча газа с 762 млрд кубометров в 2021 году до 685 в 2024 году. Причем в прошлом году она даже немного подросла (приблизительно на 48 млрд кубометров) относительно провального 2023 года (637 млрд кубометров). В этом году, вероятно, производство опять немного просядет из-за прекращения транзита в Европу через Украину. Мы теряем рынок сбыта примерно для 15-16 млрд кубометров газа.
Проблемы Европы известны, о них не писал только ленивый. Взрывной рост биржевых цен на газ. В августе 2022 года они превышали 3700 долл. за тыс. кубометров. В 2023 году котировки снизились, но и сейчас находятся намного выше средних значений периода до 2021 года. Конечно, это можно назвать модным словосочетание "новая нормальность", но при сегодняшних ценах на газ (чуть ниже 600 долл. за тыс. кубометров) ни о каком опережающем экономическом развитии речи идти не может. Впору стагнировать или даже падать. Для примера, не беря кризисный из-за пандемии 2020 год, когда цены свалились до минимума, в 2018-2019 году на пике наших поставок, биржевая стоимость газа в Европе колебалась от 116 до 270 долл. за тыс. кубометров.
Но, конечно, главный вопрос, что будет с котировками дальше. От него зависит не только экономика Европы, но и, возможно, будущее российского экспорта. По словам руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максима Малкова, если в Европе до марта сохранится холодная погода, как сейчас, то цены на газ могут вырасти еще больше относительно текущего уровня, поскольку запасы в подземных хранилищах газа (ПХГ) уже снизились сильнее, чем в предыдущие годы (сейчас они заполнены на 51,3%).
Схожее мнение у замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача. До конца отопительного сезона еще два месяца, а ситуация с газоснабжением Европы остается напряженной из-за истощающихся запасов в ПХГ и ограниченного предложения, в том числе из-за прекращения украинского транзита. При этом зима в Европе пока скорее прохладная, чем морозная.
Как отмечает директор по исследованиям компании "Имплемента" Мария Белова, тренд на повышение сохранится до конца марта, в случае если в регионе будет поздняя весна. При других обстоятельствах скорее можно ожидать сохранения или даже снижения цен, но не очень сильное. Странам Европы будет необходимо восполнить запасы газа в ПХГ, что опять-таки будет непросто без дополнительных российских поставок.
С точки зрения эксперта по энергетике Кирилла Родионова, до конца холодного сезона в Европе цены на газ будут находиться вблизи отметки 500 долл. за тысячу кубометров. После, возможно, снизятся до 400 долл. ЕС по-прежнему приходится существенно экономить на газе, и это негативно сказывается, в первую очередь, на состоянии тяжелой промышленности. В частности, поэтому Германия будет лоббировать возобновление украинского транзита. Тем более, что на возможное восстановление "Северных потоков" уйдет значительное время и там, скорее всего, проблема будет не в финансировании ремонта, а на экологическое урегулирование, считает эксперт.
Впрочем, возможны другие варианты. Как уточняет Белова, вопрос задействования украинского транзита до сих пор не снят с повестки дня. В том числе обсуждаются поставки азербайджанского газа, правда непонятно, де-юре или де-факто азербайджанского.
Дело в том, что лишнего газа у Азербайджана нет. Поэтому имеется в виду, что газ в трубе может быть российским, но поставляться будет, как азербайджанский, или мы будем компенсировать своим газом Азербайджану его поставки через Украину. Но второй путь окажется значительно дороже для Европы.
Попытки восстановить, хотя бы частично, поставки российского газа через Украину европейцами, судя по всему, уже предпринимаются, замечает Гривач. Риторика постепенно меняется, есть и другие косвенные признаки, но это часть более широкого процесса купирования геополитического кризиса.
Другое мнение у Малкова. Он считает, что возобновление поставок российского газа в Европу через Украину выглядит маловероятным в текущих условиях, поскольку требует существенных изменений в европейской политике. С другой стороны, понижающее давление на газовые цены может оказать оттепель и увеличение использования угля в электрогенерации. В частности, значительные возможности для наращивания использования угля сохраняются у Польши и Германии.
Здесь, правда, стоит заметить, что увеличить использование угля в энергетике в Германии будет возможно только если в Бундестаге не останется "зеленых", что весьма маловероятно. Кроме того, такие меры едва ли поддержит население страны, которому на протяжении десятилетия внушали, что уголь - страшное зло.
Наиболее оптимистичен Родионов. Он уверен, что не только Венгрия и Словакия, но и Германия будут лоббировать возобновления поставок через Украину. Один из индикаторов, который свидетельствует о том, что странам Европы приходится сильно экономить, это динамика газового импорта. В 2024 году импорт газа в Европе составил 790 млн кубометров в сутки, а в 2021 году импорт находился на отметке 960 млн кубометров. Причем сейчас страны ЕС зависят от существенно более дорогого газа из США. Его стоимость для промышленности Европы значительно дороже, чем для промышленности американской. И даже несмотря на то, что доля украинского транзита в импорте газа Европой в прошлом году составила всего 6%, сам факт подписания нового соглашения будет означать, что европейские страны смогут с большей уверенностью смотреть в будущее.
Малков уточняет, что для заполнения ПХГ к следующему сезону Европе придется активно покупать дополнительные объемы сжиженного природного газа (СПГ), в первую очередь, из США. Возможно, из-за введения Китаем пошлин на американский СПГ, объемы, раньше уходившие в Поднебесную (около 6 млрд кубометров), будут перенаправлены в Европу. Для Китая заместить американский газ не является проблемой. Сейчас мощности по регазификации СПГ в Европе загружены чуть более чем наполовину от номинального уровня, так что технологический резерв для этого имеется.
Но этого объема не хватит даже на компенсацию половины украинского транзита. К тому же, как замечают Гривач и Белова, сосем не факт, что американский СПГ отправится на европейский рынок. Возможно, что его продадут в другие страны Азиатско-тихоокеанского региона, поясняет Гривач.
В Европу этот газ пойдет только в случае, когда цены там будут значительно превышать азиатские (как это было в 2022 году). Гораздо проще эти объемы будет разместить на соседних с Китаем рынках, уточняет Белова.