Тарифы на оплату медпомощи по ОМС хотят уравнять по всей стране

По данным Счетной палаты за 2023 год, медучреждения в среднем оказывают только 67 процентов услуг, предусмотренных стандартами, многие лекарства, которые там значатся, не применяются и не назначаются. При этом тарифы на дорогостоящее, уникальное лечение рассчитываются на основе разных данных разными организациями, а органа, ответственного за их установление, нет.

Тарифы на оплату медпомощи по ОМС хотят уравнять по всей стране
© Парламентская газета

Все это приводит к завышению тарифов. Поэтому коллегия Счетной палаты предложила изменить подход к формированию тарифов на оплату медпомощи по ОМС и наделить ФАС полномочиями по их регулированию. Представители Минздрава и фонда ОМС с этим не согласны. Как будут устанавливать ограничители и найдут ли деньги в бюджете регионов на все операции, узнала «Парламентская газета».

Треть услуг вне стандарта

Комитет Госдумы по охране здоровья провел 12 февраля совещание, посвященное тарифному регулированию оплаты медпомощи по ОМС. Приглашенные представители Минздрава, Счетной палаты, фонда ОМС и другие эксперты отметили, что в целом применяемая тарифная политика адекватная и покрывает основные затраты медицинских организаций. Однако тарифы в разных регионах разные, где-то сильно выше среднерыночной цены, указала зампредседателя Счетной палаты Галина Изотова, представляя отчет, посвященный анализу тарифов на медпомощь по ОМС в 2023—2024 годах.

«Медучреждения в среднем оказывают только 67 процентов услуг, предусмотренных стандартами, многие лекарственные препараты, которые прописаны в стандартах специализированной помощи, не применяются и не назначаются, — заявила Изотова. — Мы выявили недостатки нормативно-правового и методологического обеспечения, в ряде случаев это приводит к формированию тарифов, размер которых не только ниже затрат, но и превышает затраты на оказание медицинской помощи».

По словам Изотовой, методика расчета нормативов затрат для высокотехнологической медпомощи, то есть уникального или дорогостоящего лечения, отсутствует. Поэтому разные организации берут разные данные, а на выходе получаются завышенные непрозрачные тарифы. Сейчас такие расчеты проводит подведомственный Минздраву Центр экспертизы и контроля качества медпомощи, но он берет данные от двух до шести федеральных учреждений, в которых существенно различается структура расходов.

«То есть выборка нерепрезентативная, при этом федеральные медорганизации, представляющие расчеты, не являются независимой стороной, — объяснила зампредседателя Счетной палаты. — Кроме того, в основном для расчетов берутся данные учреждений из Москвы, где установлен повышенный коэффициент на заработную плату, в дальнейшем расчеты не приводятся к среднему значению по стране».

Кроме того, нет органа, который бы устанавливал тарифы для дорогостоящей медпомощи, заметила Изотова. Методика определения тарифов на медуслуги в первичном звене не установлена, что тоже приводит к значительной дифференциации тарифов.

«При оплате амбулаторной стоматологической помощи используются условные единицы трудоемкости, порядок установления которых также отсутствует, — сказала аудитор. — Общий объем внутренних финансовых резервов для повышения сбалансированности распределения средств ОМС по амбулаторной стоматологической помощи, например, только в 2023 году составил более 3 миллиардов рублей».

Несмотря на наличие оборудования для диагностических исследований, методика расчета соответствующих тарифов тоже отсутствует. В регионах тарифы сильно различаются, а в некоторых они выше среднерыночной цены на аналогичные услуги.

Отдать полномочия Минздраву и ФАС

Коллегия Счетной палаты предложила Правительству изменить подход к формированию тарифов на оплату медпомощи по ОМС. В том числе наделить ФАС полномочиями по регулированию тарифов, а порядок расчета для определения тарифов на оплату специализированной медицинской помощи, медуслуг, в том числе диагностических, выделенных для подушевого норматива финансового обеспечения, доверить Минздраву. Разработку и утверждение недостающих методик отдать в совместное ведение Минздрава и ФАС.

«Мы рекомендуем Минздраву проработать вопрос установления целевых ограничений при перераспределении средств по видам и условиям оказания медпомощи в целях повышения финансовой устойчивости медорганизаций именно первичного звена, — заявила Изотова. — Я докладывала вам, что мы зафиксировали на протяжении нескольких лет остаточный принцип. Не хватает денег в бюджете — минус, и так несколько раз в течение года у регионов».

Первый замминистра здравоохранения Владимир Зеленский отметил, что полномочия по установлению тарифов на медпомощь принадлежат регионам. Но министерство будет сохранять консервативный подход в тарифной политике, так как каждое серьезное изменение методики формирования тарифов требует детального просчета, как это скажется на заработной плате, обеспеченности лекарствами в конкретной медицинской организации. А эти вопросы очень чувствительны. Ведь сейчас в различных территориальных программах ОМС участвуют почти десять тысяч региональных учреждений здравоохранения и больше трехсот федеральных учреждений финансируются за счет федерального фонда ОМС напрямую, пояснил он.

«Основной набор полномочий — региональный. И тарифы на оплату медпомощи устанавливаются решениями комиссии по разработке территориальных программ в субъектах, а мы предопределяем рамку, в первую очередь стационарную», — добавил замминистра.

Не доводить до абсурда

Чтобы урегулировать тарифную неравномерность в регионах, профильные ведомства, законодатели должны совместно задавать основные подходы к расчетам тарифов и установлению объемов, уверен председатель Федерального фонда ОМС Илья Баланин. По его словам, фонд продолжит совершенствовать тарифную политику. Например, уже сейчас средства, выделенные и полученные медорганизацией на скорую помощь, не могут расходоваться на другие виды помощи.

«Это тоже было ваше предложение, которое мы с вами обсуждали на комитете в 2024 году. Коллеги, мы готовы и дальше обсуждать эти предложения, но наша задача в том числе не довести до абсурда ситуацию с тарифами и их формированием», — пояснил Баланин

Первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль предложил не акцентироваться на региональных полномочиях, а попробовать пересмотреть рамки, которые устанавливает тот же Минздрав. Он напомнил, что председатель Госдумы Вячеслав Володин тоже интересовался этим вопросом. На одном из заседаний к спикеру обратился губернатор Тверской области по поводу разницы тарифов между его регионом и Москвой, Московской областью.

«Это просто несопоставимые тарифы. Считаю, что целесообразно создать рабочую группу по этому вопросу и заслушать предложения от регионов, где как раз тарифы сильно различаются», — добавил Огуль.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов пообещал обсудить это предложение и добавил, что комитет продолжит работу в этом направлении.