Неровная дорога к успеху. Что тормозит развитие цифровизации в Татарстане
Татарстан традиционно считается одним из ведущих регионов России по уровню цифровизации. Республика внедряет цифровые технологии в различные сферы жизни, от государственного управления до бизнеса. Однако, несмотря на очевидные успехи, ряд факторов продолжает сдерживать темпы развития и мешать реализовать полный потенциал. Рассказываем, с какими барьерами встречается Татарстан на пути к цифровому будущему.
Как цифровизируется Татарстан
Татарстан — один из лидеров России по внедрению цифровых технологий. Еще в 2022 году стартовал проект "Цифровой Татарстан", цель которого улучшить госуправление и качество жизни населения. Уже в первый год уровень цифровизации вырос с 61% до 87%, что подняло регион с пятого на первое место. Согласно данным Минцифры РТ, Татарстан занял пятое место по итогам третьего квартала 2024 года в национальном рейтинге цифровой зрелости регионов России. Высокий показатель в 97,5% достигнут благодаря широкому внедрению информационных технологий в органах местного самоуправления и здравоохранении.
Республика первой в России полностью перевела госуслуги в электронный формат, количество доступных онлайн-сервисов достигло 319. Более 75% услуг жители получают через портал "Госуслуги РТ" и благодаря этому уже сэкономили 38 млн часов и 9 млрд рублей. А в августе 2024 года Минцифры Татарстана анонсировали "Госуслуги 2.0", которые позволят получать те же сервисы через видеозвонок.
В этом году регион завершил переход на электронные медицинские карты в рамках программы "Электронное здравоохранение РТ". Система объединяет региональные и федеральные информационные платформы, благодаря которым в 2024 году оформлено свыше 50 млн электронных медицинских документов.
Также уже второй год подряд Татарстан удерживает лидерские позиции в цифровизации агропромышленности. В 2022 году в сфере сельского хозяйства внедрили комплексную информационную систему из 9 модулей, которая объединила почти 3 тыс. пользователей. Это повысило точность отчетности до 83% и сократило трудозатраты почти на 100 тыс. часов ежегодно.
Однако при этом во многих отраслях еще есть проблемы. Например, неравномерность цифровизации наблюдается в градостроительной сфере. В 2024 году в Татарстане произвели реформы и передали полномочия в сфере строительства Минстрою РТ. Это было сделано с целью повысить качество застройки, однако сроки рассмотрения увеличились, а количество разрешений на строительство значительно снизилось — почти 70% заявок отсеяли.
Заместитель директора Института пространственного планирования РТ связал это с неравномерным уровнем цифровизации на территории республики. У одних организаций данные в папке, у других — в PDF на компьютере, и лишь у немногих они оцифрованы до того состояния, в котором их можно использовать. Это затрудняет обработку данных, а вследствие и увеличивает сроки рассмотрения.
Кроме того, республика занимает средние позиции по цифровизации дорог. Федеральное дорожное агентство "Росавтодор" выразило недовольство медленными темпами внедрения интеллектуально-транспортных систем (ИТС). В этом году 56 регионов подписали соглашения на сумму 3,15 млрд рублей, но к 1 сентября было израсходовано лишь 36,9% от выделенной суммы. Татарстан не попал в списки как отстающих, так и успешных регионов, а замминистра транспорта РТ отметил, что работы идут по графику, но не раскрыл детали о финансировании.
С какими проблемами сталкивается цифровизация
Несмотря на активные усилия Татарстана в сфере цифровизации, существуют определенные проблемы, которые тормозят прогресс.
Одна из сложностей, которую отметили эксперты на Kazan Digital Week, — недостаток компетенций для коммерциализации научно-технической деятельности. Цифровые технологии не только в Татарстане, но и России достигли невероятных высот, но внедрять их некому.
Во-первых, источник проблемы — консервативная суть человека. Люди часто сопротивляются новшествам и предпочитают оставаться в привычной, уже знакомой среде. Это отношение может замедлять прогресс всего общества в целом. Во-вторых, требуются новые подходы к качественной подготовке кадров. Поэтому важно популяризировать цифровизацию, обучать сотрудников, проводить такие мероприятия, которые позволят познакомиться с неизвестным.
Большую роль в цифровизации сегодня играет искусственный интеллект, отношение к которому неоднозначное — во многих отраслях участники рынков и сторонние эксперты выражают сомнения по поводу его внедрения и использования. Например, в медицине необходимо изучить социальные аспекты применения ИИ.
Также опасения от использования ИИ возникают и у чиновников. В декабре замминистра цифровизации Булат Габдрахманов анонсировал новое унифицированное приложение "Госуслуги 2.0", которое объединит функциональность сервиса для жилищных вопросов "Локоло" и текущего сервиса для госуслуг "Услуг РТ". На заседании Булат Габдрахманов сообщил, что новое приложение сделает взаимодействие с государственными услугами и решение жилищных вопросов более простым. Главная его особенность — сервис "Госконсьерж", который позволит пользователям получать услуги через видеосвязь с оператором кол-центра, без самостоятельного заполнения заявлений. Запуск нового приложения запланировали на первый-второй квартал 2025 года.
Также в разработке находится платформа "Госпромпт", которая даст возможность госслужащим использовать языковые модели для различных задач, среди которых корректировка текстов, подготовка аналитических отчетов и помощь в работе с документами. Депутат Марат Галеев отметил, что госслужащие начали пользоваться искусственным интеллектом. На данный момент к этой платформе уже подключили более 300 рабочих мест.
Однако даже на заседании у старшего поколения были проблемы с терминологией. Также чиновники выразили беспокойство о молодом поколении, у которого отсутствуют системные знания ввиду того, что забывается информация так же быстро, как и находится.
В образовательной сфере волнения исходят от родителей школьников по причине перехода на онлайн-обучение. В Министерстве образования Татарстана полагают, что цифровизация предоставляет новые перспективы, и с этого года все школы внедрили систему "Моя школа", которая упрощает работу преподавателей и предоставляет ученикам доступ к платным образовательным ресурсам. Однако многие родители недовольны и опасаются за безопасность личных данных и здоровье детей, поскольку те и так проводят значительное время за экранами.
Выражает беспокойство и преподавательская сторона: доцент КФУ Аида Нурутдинова приводит в пример исследования коллег из ВШЭ, где сравнивали три группы студентов, которые занимались очно, онлайн и по смешанной системе. Уровень усвоения знаний между ними не сильно отличался, но психическое и физическое самочувствие у онлайн-группы были ниже.
Есть и другие препятствия. Участники круглого стола "Цифровизация промышленности" выявили ряд серьезных проблем: многие предприятия Татарстана столкнулись с трудностями внедрения новых бизнес-процессов из-за отсутствия ясной финансовой модели. Другие отмечают медленные темпы роботизации и недостаток квалифицированных специалистов по обработке данных, что сдерживает технологический прорыв в промышленности.
Однако интерес предприятий к автоматизации процессов достаточно высокий. Как отмечает директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали" Александр Гаврилов, российские ИТ-технологии сегодня отвечают всем запросам бизнеса и государства, поэтому спрос на цифровые продукты в Татарстане будет только расти. По мнению эксперта, наличие необходимых инструментов ускорит трансформацию рынка, что будет способствовать улучшению экономики в регионе.
С увеличением объемов данных и интенсивностью их обработки возрастает проблема кибербезопасности. Большая часть малого и среднего бизнеса в России не защищается от атак. Татарстан, как и другие регионы, тоже столкнулся с угрозами безопасности — в 2024 году каждая четвертая компания столкнулись с локальными угрозами, а почти 10% — с интернет-атаками. К особо уязвимым относятся торговые организации.
Потенциал и перспективы
Несмотря на существующие сложности и барьеры, у Татарстана есть все шансы стать лидером цифровизации в России благодаря своей инициативности, активной поддержке со стороны государства и высокому уровню образовательных учреждений.
Минцифры РТ продолжает активно развивать цифровизацию. В числе реализуемых инициатив — создать Единый кабинет согласований, который ускорит процесс подачи проектов в сфере коммунальных услуг. Например, время согласования проекта трасс сократится до 195 дней — сейчас оно может доходить до 358 дней.
Кроме того, активно растут IT-парки, общая площадь которых превышает 100 тыс. квадратных метров. Это позволило создать 6 тыс. новых рабочих мест и привлечь почти 3 млрд рублей налогов в бюджет за 2023 год. В регионе активно поддерживают молодых IT-предпринимателей при помощи технопарков и бизнес-инкубаторы. К примеру, программа "Бизнес-инкубатор" действует в IT-парке им. Башира Рамеева и нацелена поддерживать стартапы на всех стадиях, в том числе и после выхода на рынок.
Одной из главных целей республики на 2025 год будет прогресс в области искусственного интеллекта. Высокая стоимость вычислительных ресурсов, необходимых для обучения нейросетей, оставалась серьезным препятствием, однако министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин выступил перед IT-предпринимателями с заявлением о поддержке ИИ-стартапов.
Цифровизация Татарстана — это многообещающий процесс, который требует комплексного подхода к решению проблем. Идентификация и преодоление этих вызовов приведут к созданию эффективной и гибкой цифровой экосистемы и устойчивому развитию региона. Везде, где внедряются информационные технологии, наблюдается рост показателей, поэтому привлечение инвестиций, решение кадровых вопросов, обеспечение кибербезопасности и налаживание интеграции систем — ключевые шаги на пути к успешной цифровизации Татарстана.