Эксперты: Производство беспилотников перешло на новый уровень

Мировой рынок разработки беспилотных авиационных систем (БАС) стабилизировался и перешел в стадию массового производства. Об этом говорится в исследовании, которое провел Университет Иннополис. С документом ознакомилась "Российская газета". Эксперты отмечают, что в России развитие рынка продолжается, но его сдерживает нехватка регуляторики.

Эксперты: Производство беспилотников перешло на новый уровень
© Российская Газета

Для исследования эксперты проанализировали информацию за последние 20 лет из баз данных Google Patents и Questel Orbit: 100 775 патентных документов в Китае, 5 954 - в США, 1 875 - в Европейском патентном ведомстве, 6 246 - в Южной Корее, 2 346 - в Японии. С помощью базы данных ФИПС аналитики рассмотрели 1 560 российских патентных документов.

"С 2014 года начался взрывной рост количества подаваемых заявок в сфере БАС во всём мире и особенно в Китае, но рост закончился примерно в 2020 году. Выход на плато в патентной активности после 2020 года в первую очередь говорит о том, что страны-лидеры достаточно эффективно прошли стадии НИР и перешли к промышленному освоению технологии, то есть произошло насыщение рынка инновациями в сфере БАС", - поясняет "РГ" Марина Абдрахманова, руководитель Межотраслевого центра трансфера технологий Университета Иннополис.

По ее словам, на динамике рынка так же могли отразиться пандемия COVID-19, изменения в международной торговой политике и различных экономических ограничениях в этом процессе.

"При этом в других странах-лидерах, кроме России, после быстрого роста с 2014 года в период с 2017 до 2021 годы, как и в Китае, наблюдается небольшой спад. После Китая вторым лидером подачи с 2020 года является Южная Корея, которая сместила США на третье место. В России не было плато после 2020 года, подача заявок плавно растёт с 2004 года и в 2023 году по количеству подаваемых заявок Россия обогнала Японию и Европейское патентное ведомство. В целом на положительную динамику оказывает существенная роль государства в поддержке этой технологии", - добавляет Абдрахманова.

Значительная часть патентов лидирующих мировых компаний в индустрии БАС относится к области управления БПЛА с целью задания местоположения, курса, высоты или положения в пространстве. Китай продолжает доминировать в количестве патентов благодаря компаниям DJI, XAG, Autel Robotics. США фокусируются на военных и коммерческих решениях: Skydio, AgEagle. Европа - выделяется инновациями в промышленных дронах (Delair, Wingtra), а Россия - демонстрирует рост патентной активности, но отстаёт в коммерциализации.

Лидирующими отечественными патентными заявителями стали конструкторское бюро "Радуга" - оно стабильно подаёт заявки в течение всего исследуемого периода. Одни из лидеров последних лет по количеству поданных заявок - Центр беспилотных авиационных систем Университета Иннополис при Центре компетенций НТИ и Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ.

Снижение патентной активности у традиционных лидеров - Китая, США, Южной Кореи - после 2020 года закономерно, соглашается Андрей Безруков, глава АНО Центр беспилотных систем и технологий (ЦБСТ). "Компании этих стран уже сформировали базовые решения, и теперь фокус смещается на оптимизацию производства, интеграцию в существующие инфраструктуры и масштабирование. Что касается России, то регуляторная база у нас пока не успевает за скоростью технологических изменений, что тормозит внедрение БАС в гражданский сектор. Ограничения доступа к иностранным компонентам требуют ускоренного развития отечественной элементной базы. Так же необходима системная подготовка специалистов, способных работать на стыке инженерии, ИТ и права", - говорит эксперт.

Глава АНО ЦБСТ полагает, что у России есть потенциал стать значимым игроком в нишевых сегментах, таких как агротехника, мониторинг инфраструктуры или решения для Арктики. Успех будет зависеть от синергии между наукой, бизнесом и государством.

"Конкуренция смещается в сторону качества решений и их практической ценности. России критически важно не только наращивать патентный портфель, но и создавать экосистему для превращения инноваций в рыночные продукты. Это требует как дальнейшей господдержки, так и активного вовлечения частного сектора", - подчеркнул Безруков.