Санкционный балаган мирового уровня
Всемирная торговая организация (ВТО), которая насчитывает 164 страны-члена, пребывает в глубочайшем кризисе. По идее, она должна стоять на страже принципов свободной, основанной на равных для всех правилах мировой торговли. На деле мы наблюдаем всемирный разгул государственного вмешательства и разнобой национальных стратегий, когда «каждый за себя».
Возьмем, к примеру, санкции в отношении России. Их около 16 000, они в основном как раз торгового характера, которые обрушились на Россию и которые не предусмотрены никаким международным правом, а только приняты на основе национальных законов США, европейских стран и других союзников Украины. Или взять недавнее решение США, которые 10 февраля ввели пошлину на импорт стали и алюминия в размере 25 процентов. Дональд Трамп грозит повышением тарифов для стран Евросоюза. Однако такой односторонний механизм принятия тарифов не предусмотрен никакой ВТО.
Основная цель организации — устранить барьеры в мировой торговле. Однако переговоры по реформе этих правил застопорились. Помимо Соглашения об упрощении торговли, заключенного еще в 2017 году, государства-члены безуспешно с тех пор пытались прийти к многостороннему консенсусу, но так ничего и не решили. Евросоюз, со своей стороны, предложил установить новые правила торговых регулирований в отношении госпредприятий и злоупотреблений разными торговыми режимами. Однако пока продвижения нет. Как нет результатов в переговорах по упрощению процедур в электронной коммерции.
Другой важной проблемой является мониторинг соблюдения уже установленных правил. Это касается, в частности, сбора торговых данных, чтобы сделать их прозрачными для анализа. Однако в условиях, когда сильные страны размахивают санкционной дубиной, далеко не все ее участники хотят прозрачности.
Не работает механизм урегулирования торговых споров. Он фактически с декабря 2019 года парализован блокадой США назначением новых членов Апелляционного органа ВТО. ЕС и 19 других членов ВТО, включая Канаду и Китай, разработали временное решение, которое позволяет разрешать торговые споры между этими странами. Однако механизм не охватывает всех участников организации. Так что ВТО хотя еще жива, но здоровье ее явно хромает.