Инвесторы вынудили эмитентов перейти с флоатеров на фиксированные облигации
После года доминирования флоатеров в новых размещениях корпоративных облигаций ситуация на рынке резко изменилась в январе 2025 года. По подсчетам управляющей компании «Альфа-Капитал», из всего объема размещений на 395,8 млрд рублей лишь 10,8 млрд пришлось на бумаги с переменным купоном — или около 2,7%.
По данным ГК «Регион», в 2024 году флоатеры составляли 42% (3,1 трлн) от общего объема первичных размещений корпоративных облигаций (7,5 трлн). У большинства из них (68%) купон был привязан к ключевой ставке Банка России.
«Тренд опять меняется. О чем это может говорить? Рынок предъявляет спрос на фиксированные ставки, рынок уже хочет зарабатывать, рынок верит, что рост будет: «флоатеры мы не очень хотим, давайте «фиксы», — объясняет руководитель дирекции по работе с инструмента с фиксированной доходностью УК «Альфа-Капитал» Евгений Жорнист. Российский облигационный рынок пока во многом зависит от крупных институционалов, хотя активность частных инвесторов в последнее время растет, отметил он в разговоре с Frank Media.
По данным Мосбиржи, в 2024 году доля розничных инвесторов в объеме торгов облигациями составила 34%. В нетто-покупках корпоративных облигаций на частных инвесторов приходилось лишь 15% в первые девять месяцев 2024 года. Этот показатель действительно растет: в 2023 года их доля составляла 13%, в 2022 году — 7%. Тем не менее пока основными покупателями на рынке остаются банки (57%) и доверительные управляющие (27%). В январе они были достаточно убедительны, чтобы сменить тенденцию на рынке.
«Заимствования происходят интересно. Корпоративный эмитент хочет разместить облигации с плавающей ставкой на пять лет. Однако нам сейчас это неинтересно, но флоатер со сроком в 1 год мы готовы взять. И эмитент выпускает такую бумагу. То есть корпораты очень сильно идут на уступки», — рассказывал директор по инвестициям УК «Первой» Андрей Русецкий журналистам в феврале.
Компании выходят на рынок облигаций в поисках финансирования из-за сильного ужесточения условий кредитования, о котором пишет Центробанк. «Банки просто-напросто не создают новый кредит, выталкивая всех заемщиков на облигационный рынок. И мы уже в январе видим, что заемщики это осознают и пытаются как можно быстрее занять деньги, потому что рынок облигаций конечный. Тут нет таких огромных объемов, как в кредитном сегменте. И мы на облигациях не создаем кредит», — отметил Русецкий.
По данным Cbonds, в январе корпоративные эмитенты облигаций привлекли 459 млрд рублей, что в 3,9 раз больше результатов января 2024 года. Эти данные несколько превышают подсчеты «Альфа-Капитала».
В Центробанке не видят проблемы в увеличении размещений на долговом рынке. «Да, у нас есть рост облигаций, и на наш взгляд это позитивно. Тем не менее, несмотря на такой рост рынка облигаций, все равно его объемы, объемы привлечения гораздо меньше [ банковского кредитования — FM ]», — отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции в феврале. Она добавила, что стоит обращать внимание на чистые притоки, за вычетом погашений — по этому показателю «бурного всплеска» нет. «Мы здесь какого-то большого перетока не видим», — оценила она.
Frank Media направили запрос эмитентам, которые разместили в январе-начале февраля 2025 года.