Информацию о состоянии сельхозрастений могут признать стратегически важной
Россельхознадзор может получить право не публиковать в интернете списки карантинных фитосанитарных зон, чтобы импортеры отечественной сельхозпродукции не могли воспользоваться этой информацией во вред экономике нашей страны. С такой инициативой в четверг, 20 февраля, выступила группа депутатов, внесшая на рассмотрение в Госдуму соответствующий законопроект. Как будут работать торговые отношения России и импортеров, если законопроект примут, и какие наименования сельхозпродукции наша страна сегодня поставляет за рубеж, читайте в нашем материале.
Не допустить необоснованных требований
Предлагаемый законопроект вносит поправки в Федеральный закон «О карантине растений». Согласно им, Россельхознадзор освобождается от обязанности публиковать в открытом доступе — в частности, в интернете — информацию об установлении на территории России карантинных фитосанитарных зон — то есть зон, где установлен карантин по каким-либо болезням или вредителям. Как поясняют авторы инициативы в пояснительной записке, практика применения такой нормы свидетельствует об «излишней детализации размещаемой информации».
«Принимая во внимание, что Российская Федерация уже давно переориентировалась с импортирующей страны в экспортирующую и на протяжении ряда лет является крупнейшим мировым экспортером продукции растительного происхождения, опубликование информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации и национального доклада, содержащего информацию о распространении на е территории карантинных объектов, в свободном доступе несет в себе риски введения дополнительных необоснованных требований к экспортируемой растительной продукции со стороны стран-импортеров вплоть до введения запретов на ее поставки», — говорится в документе.
При этом авторы инициативы приводят в пример опыт других государств — в частности, Бразилии, Германии и Австрии — в законодательстве которых информация о фитосанитарном состоянии территорий прямо отнесена к стратегически важной и имеет ограниченный доступ.
Как пояснил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, законопроект никак не повлияет на отношения России с уже имеющимися и потенциальными импортерами.
«Речь идет лишь о том, чтобы убрать эту информацию из публичного доступа, — отметил парламентарий. — Особенно в нынешних условиях, когда любая информация может быть использована против нашей страны. Между тем, как и прежде, все нормативные отношения с торговыми партнерами сохранятся: любая страна, любой производитель сможет запросить у Минсельхоза или Россельхознадзора информацию по тому или иному заинтересовавшему его участку или же даже приехать лично и все осмотреть».
Поставляем и мясо, и зерно, и овощи
Несмотря на активное санкционное давление Россия остается — и, судя по всему, будет еще долго оставаться — активным и уверенным экспортером сельскохозяйственной продукции. Так, по данным Россельхознадзора, в 2024 году показатели экспорта выросли в сравнении с 2023, причем комплексно: рост затронул и животноводческую, и растительную, и плодоовощную продукцию.
«В том числе экспорт мяса и мясопродуктов вырос в 1,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, до 563 тысяч тонн, мяса и пищевых субпродуктов птицы — в 1,1 раза, до 264 тысяч тонн, свинины — в 1,2 раза, до 146,1 тысячи тонн, пищевых субпродуктов мелкого и крупного рогатого скота, свиней — в 1,4 раза, до 47,1 тысячи тонн, говядины — в 1,2 раза, до более 27,8 тысячи тонн, — говорится в статистике ведомства. — Поставки молочной продукции также возросли — в 1,1 раза, до 132,3 тысячи тонн, сыра — в 1,3 раза, до 17,9 тысячи тонн. Также отмечается рост экспорта овощей, корнеплодов и клубнеплодов в 1,1 раза, до 379,9 тысячи тонн. В том числе картофеля — в 1,3 раза, до 238,6 тысячи тонн, огурцов — в 1,5 раза, до 18,5 тысячи тонн. Поставки дынь и арбузов увеличились в 1,1 раза, до 78,3 тысячи тонн».
Впрочем, судя по официальной статистике федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, далеко наша сельхозпродукция уезжает нечасто. Так, в 2023 году главным покупателем зерновых, мяса и овощей стал Китай — на него пришлось 17,5 процента всех поставок. На втором месте оказалась Турция — 11,4 процента. Еще 7,6 процента ушло в Казахстан, 6,3 процента — в Беларусь, по 5,8 и 5,1 процента — в Египет и Иран соответственно. Однако это лишь крупнейшие покупатели. В частности, та же пшеница, как заявила на днях глава Минсельхоза Оксана Лут на пленарной сессии III Международного форума Global Grain and Pulses Forum 2025 в Дубае, в 2024 году экспортировалась в 109 стран — в основном Ближнего Востока и Африки. При этом 11 из них стали покупателями впервые.
«Строго говоря, экспортируем мы практически все, — пояснил «Парламентской газете» независимый агроэксперт Александр Корбут. — Ключевыми позициями являются пшеница, ячмень, кукуруза. Неплохо идет экспорт гороха — мы в этот рынок успешно вошли и теперь его активно осваиваем и развиваем. Также на экспорт идут соя, рапс, подсолнечник — однако пока что только в страны Евразийского экономического содружества ввиду высоких, можно даже сказать, запретительных пошлин. Налажен экспорт масличного льна, который поддерживает Сибирь, и так далее».
Кроме того, по словам собеседника издания, существует также и сезонный экспорт — нерегулярный, зависящий от урожая тех или иных культур, запросов внешнего рынка и ситуации на внутреннем. В него в разные годы попадали, например, картофель и яблоки.