Цифровые платформы становятся драйверами технологического развития

Россия в последние годы вышла в лидеры платформенной экономики в мире. Количеством и качеством платформенных сервисов мы уступаем разве что Китаю.

Цифровые платформы становятся драйверами технологического развития
© Российская Газета

По экспертным оценкам, вклад цифровых платформ в ВВП России составляет до 5%, а оборот ведущих цифровых площадок в 2023 году уже превысил 6,4 трлн рублей.

"Российский рынок облачных технологий и больших данных растет в среднем на 15-20% в год, что свидетельствует о высокой востребованности цифровых решений. И, что не менее интересно, к 2030 году Россия может войти в пятерку стран мира по основным метрикам ИИ и благодаря внедрению его в экономику увеличить свой совокупный ВВП до 6%", - отмечает председатель Наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ (АЦП) Андрей Шаронов.

Цифровые платформы, отмечает он, становятся неотъемлемой частью различных отраслей. Например, объем онлайн-торговли в России в 2023 году превысил 7,5 трлн рублей, что на 38% больше по сравнению с предыдущим годом. В финансовом секторе наблюдается стремительный рост числа пользователей отечественных финтех-решений - сегодня более 80% банковских операций осуществляется в цифровом формате.

"В текущих реалиях цифровые платформы играют критически важную роль в обеспечении независимости России в технологической, цифровой сферах. Развитие отечественных решений в области программного обеспечения, облачных технологий, искусственного интеллекта и обработки данных помогает снизить зависимость от зарубежных поставщиков и минимизировать риски для национальной экономики. Например, отечественные облачные сервисы (Yandex Cloud, VK Cloud) уже активно конкурируют с западными аналогами, обеспечивая надежные инфраструктурные решения. Цифровые платформы оказывают значительное влияние на ключевые отрасли российской экономики. Так, в сфере логистики российские системы внедряют передовые механизмы динамического ценообразования, оптимизации маршрутов и искусственного интеллекта для обработки заказов. Система рекомендаций для грузоперевозчиков анализирует данные последних рейсов, предсказывая наиболее выгодные маршруты, что снижает пустой пробег и операционные издержки. Благодаря внедрению цифровых решений скорость доставки значительно возрастает: сегодня покупатели в регионах получают товары уже на следующий день", - поясняет Шаронов.

Искусственный интеллект и машинное обучение также помогают улучшать персонализацию предложений, прогнозировать спрос и повышать качество клиентского сервиса. В промышленности они способствуют автоматизации производственных процессов, повышению эффективности управления ресурсами и внедрению передовых технологий (например, интернет вещей). Промышленные платформы позволяют предприятиям оптимизировать цепочки поставок, управлять производственными мощностями в режиме реального времени.

В сфере финансов платформы обеспечивают быструю и безопасную обработку платежей, автоматизацию банковских операций и анализ больших данных для принятия стратегических решений. Платежные системы и финтех-платформы делают финансовые услуги более доступными для населения и бизнеса, сокращая транзакционные издержки и повышая скорость платежных операций.

"Цифровые платформы не просто изменяют отдельные сегменты экономики, а формируют новую технологическую среду, где инновации становятся основным драйвером роста. Их роль в технологическом развитии страны - в ускорении цифровой трансформации и повышении конкурентоспособности российских компаний на глобальном уровне", - отмечает Шаронов.

Он добавляет, что государство сейчас активно взаимодействует с бизнесом по всему спектру вопросов регулирования платформенной экономики, стремясь выработать взвешенные решения, достичь оптимального баланса интересов всех участников. Однако излишне жесткие меры могут разрушить устоявшиеся бизнес-модели цифровых платформ, замедлить их развитие и ограничить инвестиции в передовые технологии.

"Фактически платформы реализуют модель идеального рынка Адами Смита, в которой почти бесконечное количество продавцов вынуждены конкурировать между собой исключительно ценой и качеством товара. Это определяет ценность платформ для покупателей - они получают очень значимый выигрыш в цене по сравнению с традиционными каналами продаж. Влияние платформ на развитие экономики в целом пока что относительно слабо изучено. Из очевидных плюсов: возможность для потребителей приобретать лучшие товары по меньшей цене, что повышает качество жизни и может высвободить средства для инвестиций или приобретения дорогостоящих вещей, вроде недвижимости. Небольшим производителям оказывается легче выйти на рынок и найти своего потребителя. С другой стороны, традиционные посреднические каналы явным образом оказываются под ударом. По результатам наших исследований мы пришли к выводу, что оптимальным является не отдельное регулирование платформ, а целостное регулирование отраслей, балансирующее интересы всех участников рынка. Удачным примером является российское регулирование рынка такси, которое, с одной стороны, подразумевает лицензирование деятельности, а с другой - позволяет лицензированным водителям подключаться к платформам и находить с их помощью клиентов. Наоборот, попытки создания отдельных законодательных актов, нацеленных исключительно на определенные типы платформ, вызывают большие сомнения. Международная практика показывает, что ухватить в юридически безупречных исчерпывающих формулировках разнообразный и динамично развивающийся мир платформенных архитектур оказывается практически невозможно. В результате недобросовестные игроки почти всегда найдут для себя лазейки, в то время как бизнес добросовестных окажется под ударом вследствие усложнения правил игры", - подчеркивает руководитель лаборатории международных экономических исследований Московской школы управления "Сколково" Владимир Коровкин.

Можно сказать, что гибкость встроена в саму архитектуру платформенной бизнес-модели, она обеспечивается тем, что непосредственную клиентскую ценность создают независимые поставщики, которые свободны экспериментировать с продуктами и услугами. На больших маркетплейсах можно найти самые невероятные товары - кто-то их придумывает и пробует вывести на рынок.

Залог успеха - "попадание в рынок", означающее, что вы создали продукт, который нравится, подходит по цене и может быть эффективно использован. Это сочетание не всегда очевидно. Скажем, "Адидас" выпустил первые кроссовки с датчиками в 1984 году. Они произвели кратковременный фурор, но потом были забыты, поскольку не было систем, к которым можно было их подключить. Наоборот, Nike Run в 2008 году, сопряженные с iPod и интернетом, воздали новый стандарт в отрасли.э

Платформы особенно эффективны для малого и среднего бизнеса. При наличии "попадания в рынок" они позволяют получить возврат на инвестиции, недостижимые в традиционных каналах. Также платформы позволяют вести бизнес буквально не выходя из дома, открывая феномен "диванного предпринимательства". Платформы оказываются идеальной средой для бизнеса молодых мам - можно заниматься бизнесом, не выходя из комнаты, в любое время суток, с относительно скромным начальным объемом инвестиций. Не случайно по статистике на российских маркетплейсах большинство продавцов сейчас - женщины (кстати, похоже это явление - российское, ничего похожего нет ни в Западной Европе, ни на Ближнем Востоке).

"Цифровые платформы в нашей стране развиваются внутри отраслей, в рамках процессов цифровизации, и носят прикладной характер. В области транспорта и логистики, например, российские платформы изначально не отставали от западных аналогов, закрывая конкретные производственные потребности. Например, "Почта России" еще в 2019 году перешла на полностью российскую цифровую платформу мониторинга транспорта. Множество решений внедрено в рамках министерских программ ("Интеллектуальные транспортные системы) Минтранса , ("Умный город" ) Минстроя . Сейчас платформы объединяются в экосистемы, возрастает роль интеграции. Потребители хотят работать в едином информационной пространстве, минимизировать количество несинхронизированных систем", - отмечает директор по инновациям "Меркатор Холдинг" Павел Теплов.

Основное отличие российских отраслевых платформ - их универсальность, добавляет он. Они работают с разными источниками данных, совместимы с оборудованием различных производителей, в то время как импортные решения часто делаются в рамках одного вендора и не позволяют работать с широким спектром оборудования.

Член Центрального совета, руководитель аналитического отдела независимого профсоюза "Новый труд" Саид Гафуров замечает, со своей стороны, что, по данным Международной организации труда и Всемирного банка, среди цифровых платформ в мире, безусловно, доминируют англоязычные. "Здесь важно иметь в виду: самое большое число платформеннозанятых работает в Индии, Бангладеш и Пакистане. Но следуют за ними - цифровые платформы на испанском и русском языках. Причем, порядка 4% работающих на платформах являются русскоязычными и пользуются русскоязычными версиями платформ. Так что наши платформы действительно служат примером для подражания во многих странах. Это хорошо заметно, например, в конкурентной борьбе в странах Глобального Юга. К слову, сейчас основными конкурентами становятся также китайские, индийские или испаноязычные компании. Наши платформы ничуть не менее удобны и, пожалуй, более передовые, чем западные. Главным их преимуществом я бы назвал умение использовать накопленный опыт. Речь идет о том, чтобы анализировать ситуацию и учитывать ее не только в российских реалиях, но и в контексте адаптации наших платформ под другие языки и условия. То есть, под различия в правилах бухгалтерского учета, налогообложения и пр.", - поясняет представитель профсоюза.

Второе по важности преимущество - высокое качество образования российских математиков и программистов, работающих в области автоматизации и оптимизации платформенной занятости и платформенной экономики. Это очень чувствительный, болезненный вопрос для работников, однако весьма положительный для потребителей.

Заместитель генерального директора ЭТП "ТЭК-Торг" (группа СПбМТСБ) Евгений Можаев напоминает, что активно развиваются не только торговые, но и сервисные государственные платформы: Госуслуги, ГИС ЖКХ и др. Ни в одной другой стране нет такого количества оцифрованных государственных услуг, которые можно запросить и получить прямо на экране своего смартфона. В целом, для российских цифровых платформ, независимо от области их применения, виден тренд на кросс-платформенную интеграцию, и, как следствие - формирование модели прослеживаемости данных. Платформы создают цифровую структуру рынков, снижают транзакционные издержки и упрощают сложные иерархические связи. Хорошие эффекты мы можем увидеть у автопроизводителей, где по артикулу детали можно узнать всю ее родословную. Готовый автомобиль как база данных всех компонентов, из которых он состоит, - это образец работы таких систем", - считает эксперт.

Важна и дальнейшая интеграция. Промышленных систем - с управленческими, торговых и государственных. "Такие решения позволят соединять всю цепочку создания ценностей: начиная с проектирования, и далее - планирования, закупки, складирования, стройки, эксплуатации, вплоть до ремонта и вывода из эксплуатации. Данная задача пока никак не решена на отраслевом и государственном уровне. Она решается сегментарно, пример автомобильной отрасли я уже привел. Есть подобные решения и у вертикально-интегрированных компаний, которые "видят" конечный продукт вплоть до сырья, из которого он был произведен. У нас в проработке такое решение, которое облегчит процесс поставок продукции от завода к потребителю", - поясняет Евгений Можаев.

А вот основатель компании Comfers Дмитрий Максимов замечает, что для малого и среднего бизнеса работа с маркетплейсами требует гибкости и адаптивности. "Мы сталкиваемся с условиями, которые иногда быстро меняются. Например, требования по срокам доставки в ПВЗ, а также подход к оборачиваемости и утилизации товаров на складах площадки - все это влияет на бизнес-модель и расчеты окупаемости. За время работы мы научились тщательно просчитывать юнит-экономику и корректировать ассортимент на маркетплейсах. Думаю, многие начинающие продавцы сталкиваются с проблемой быстрой накачки оборота без учета всех нюансов, что может обернуться серьезными убытками. Настроить путь к клиенту на маркетплейсе помогают инструменты: внутренняя реклама, работа с отзывами и персонализированные рекомендации. Но в целом бизнесу приходится подстраиваться под алгоритмы площадок. Также стоит отметить, что различия в интерфейсах и отчетности маркетплейсов добавляют некоторые сложности. Для предпринимателей, работающих без команды, этот процесс становится сложнее", - рассказывает он.

При этом платформы отлично решают задачи, связанные с логистикой, сбором заказов и маркетингом. Для компаний - это возможность снизить затраты на складские площади, доставку и клиентский сервис. Но в то же время это требует от брендов высокой гибкости и постоянного контроля за ценами, рекламой и конкуренцией.

"Несмотря на все нюансы, мы, как и многие, используем маркетплейсы как удобную для конечных клиентов площадку доставки, примерки и покупки. Количество ПВЗ растет, и, хотя их качество иногда страдает (особенно в формате франшиз), маркетплейсы позволяют клиентам и бизнесу оставлять обратную связь. Это создает более прозрачную систему для покупателей. Новым брендам площадки дают важное преимущество доверия. Клиенты воспринимают маркетплейс как гарант, который обеспечивает безопасный заказ, оплату и возврат. Однако для брендов это временное решение. Мы, например, теряем прямой контакт с клиентом, не можем качественно собирать обратную связь, как на своем сайте, и сталкиваемся с проблемами, такими, как злоупотребления при возвратах (например, подмены товара).Чтобы компенсировать эти риски, мы для поддержки контакта с покупателем используем контакт с упаковкой товара. Продумываем формы регистрации в программе лояльности за счет дополнительных бонусов, собираем анкеты обратной связи и т. д.", - поясняет Максимов.

Будущее, по его мнению, за нишевыми маркетплейсами, которые предлагают больше настроек для специфичных категорий товаров. "Внедрение искусственного интеллекта в более сложные процессы, такие, как прогнозирование спроса, управление цепочками поставок и персонализация маркетинга - все это позволит оптимизировать бизнес-процессы, повысить точность аналитики и создавать новые персонализированные сервисы", - добавляет Андрей Шаронов.

По разным оценкам, по его словам, к концу 2025 года 40% пользователей будут взаимодействовать с генеративным ИИ в продуктах. Уже сейчас они позволяют анализировать изображения товаров, автоматически подбирают категории и генерируют описания. В будущем эти технологии позволят создавать суперперсонализированные маркетинговые кампании. Продолжится цифровизация логистики - создание суперприложений для бесшовного управления грузоперевозками и автоматизация поиска исполнителей.

Импортозамещение в ИТ останется стратегическим направлением, и российские компании продолжат развивать собственные операционные системы, базы данных и программные продукты.

"Важно, чтобы государственные структуры и частные компании совместными усилиями формировали благоприятную среду для внедрения передовых технологий, инвестировали в исследования и разработки, а также обеспечивали поддержку перспективных инициатив. Синергия между властью и бизнесом позволит ускорить цифровую трансформацию страны, повысить конкурентоспособность отечественных решений на мировой арене и обеспечить технологическую независимость России", - констатирует Шаронов.