Возможно ли потепление в экономических отношениях РФ и ФРГ после выборов в Бундестаг
Статистика исхода
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, в 2021 году товарооборот между Россией и Германией составил почти $57 млрд. Экспорт из РФ составил почти $30 млрд, экспорт из Германии превысил $27 млрд. В структуре российских поставок в ФРГ почти 80% составили минеральные продукты. Две первые строчки в импорте из ФРГ в Россию занимали машины, оборудование и транспортные средства (более 53%) и продукция химической промышленности (почти 30%).
Весной 2022 года ФТС закрыла данные по внешней торговле с другими странами, однако, как следует из отчета Федерального статистического управления ФРГ, в 2024 году экспорт Германии в Россию составил 7,6 млрд евро (около $8,2 млрд по курсу 2024 года), импорт из России — 1,8 млрд евро (около $1,9 млрд). Таким образом, поставки из России в Германию за три санкционных года упали почти в 16 раз, поставки из Германии — чуть более чем в 3 раза. Товарооборот между странами за это время сократился в пять с лишним раз.
Осенью 2024 года СМИ со ссылкой на данные Российско-Германской внешнеторговой палаты сообщали о том, что в России продолжают работать около 1,2 тыс. фирм с немецким капиталом. До начала специальной военной операции в 2022 году в РФ работали примерно 3,6 тыс. немецких компаний, а в 2011-м — 6,3 тыс. Крупнейшими и самыми заметными игроками, ушедшими из России, стали концерн Siemens, автомобильные концерны Mercedes, Volkswagen, BMW и Audi, производитель шин Continental, энергетическая компания Wintershall Dea, химический концерн BASF, авиакомпания Lufthansa, крупнейший банк Германии Deutsche Bank, страховая компания Allianz, производитель бытовой техники Bosch, сеть магазинов строительных и хозяйственных товаров OBI и др.
Миллиардные убытки
Под давлением немецких регуляторов свернуть свое присутствие на рынке ФРГ пришлось и крупнейшим российским энергетическим компаниям. "Газпром" в апреле 2022 года прекратил свое участие в немецкой компании Gazprom Germania и всех принадлежащих ему активах. Структура Gazprom Germania — дистрибьютор Wingas — обеспечивала газом около 20% немецкого рынка. Securing Energy for Europe (SEFE0 — такое название получила Gazprom Germania после перехода под временное управление немецких властей) в дальнейшем была национализирована. Компания потерпела многомиллиардные убытки из-за резкого сокращения поставок газа из России.
В сентябре 2022 года правительство Германии приняло решение передать все немецкие активы "Роснефти" под попечительское управление Федеральному сетевому агентству. В числе этих активов — Rosneft Deutschland и RN Refining & Marketing (владеют контрольным пакетом нефтеперерабатывающего завода в Шведте (54,17%) и долями в заводах MiRo (24%) и Bayernoil (28,57%)). В общей сложности на эти предприятия приходится 12% нефтепереработки страны. Речь идет о снабжении нефтепродуктами большей части востока ФРГ, включая аэропорт Берлина.
В апреле 2023 года Бундестаг разрешил продать активы "Роснефти" в Германии без национализации, после чего — в марте 2024 года — "Роснефть" сообщила, что планирует завершить этот процесс к сентябрю. В феврале этого года правительство ФРГ заявило о том, что намерено продлить срок доверительного управления активами "Роснефти" (он должен был истечь 10 марта).
В министерстве экономики ФРГ отметили, что сделка по продаже может быть завершена к концу года. При этом ведомство признало, что в связи с введением санкций против России компания Rosneft Deutschland рискует больше не иметь возможности вносить свой вклад в обеспечение безопасности поставок в Германию. "Доверительное управление в достаточной степени противодействует этой проблеме", — считают в Минэкономики ФРГ. Иными словами, санкции, наложенные на российские углеводороды, поставили под угрозу функционирование предприятий, насыщавших топливом значительную долю внутреннего рынка Германии.
Газовое сотрудничество между тогдашними СССР и ФРГ уходит своими корнями в начало 1970-х годов. Сегодня оно фактически остановлено. Германия вынуждена компенсировать выпавшие объемы за счет наращивания покупок сжиженного природного газа (СПГ), цены на который значительно превышают цены на трубопроводный газ из России. Энергоемкие производства Европы, и в частности Германии, вынуждены останавливать или резко сокращать производство, что чревато деиндустриализацией. Как заявила экс-канцлер ФРГ (2005–2021) Ангела Меркель, "я считала своей задачей обеспечить германскую экономику газом по хорошей цене. И мы видим сейчас, какие последствия несет для Германии высокая стоимость энергоносителей".
Предвыборная риторика
Все эти проблемы — от стагнации (по итогам 2024 года ВВП ФРГ снизился год к году на 0,2%), до безработицы (более 6%, что является самым высоким уровнем с 2015 года) — были взяты кандидатами на вооружение в ходе предвыборных кампаний на досрочных парламентских выборах, состоявшихся в Германии 23 февраля этого года.
Лидер победившего на выборах блока Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС) Фридрих Мерц обвинил в деиндустриализации распавшуюся в ноябре прошлого года коалицию "Светофор" (СДПГ, "Зеленые", СвДП). В блоке отвергли возможность создания правящей коалиции с участием "Зеленых" (коалиция должна быть сформирована до 20 апреля).
В своих предвыборных речах Фридрих Мерц обещал вернуться к использованию атомной энергетики в Германии. Также он выразил готовность развивать в Германии газовую генерацию для компенсации падения выработки ветряными электростанциями. Об обеспечении станций российским газом при этом речь не идет. В приоритете — заключение долгосрочных договоров с США. Примечательно, что одновременно политик заявил, что его "абсолютным приоритетом" будет укрепление Европы и независимость от Соединенных Штатов.
Ведущей оппозиционной силой в Бундестаге станет "Альтернатива для Германии" (АдГ), получившая 20,8% голосов избирателей (второе место после ХДС/ХСС). Партия неоднократно выступала против антироссийских ограничений и после выборов выразила готовность войти в коалицию с победившим блоком. Фридрих Мерц отреагировал категоричным отказом.
Тем не менее АдГ получит в 630-местном Бундестаге 21-го созыва 152 места. Точки соприкосновения с победителем выборов у партии есть. Так, представители АдГ, как и Мерц, заявляли, что Германия должна вернуться к атомной энергетике. При этом они настаивают на губительности отказа от ископаемого топлива и предлагают возобновить торговлю с Россией и сотрудничество с ней в области поставок газа (в программе АдГ, в частности, фигурирует запуск взорванного в сентябре 2022 года трубопровода "Северный поток").
Жертвы в угоду Брюсселю
Несмотря на то что одна пятая населения Германии проголосовала за АдГ, ожидать улучшения экономических отношений с Россией в ближайшее время не стоит, считает директор центра Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ Николай Новик. "Возвращение Германии к сотрудничеству с Россией маловероятно. Текущее сближение РФ и США только наращивает конфронтацию ЕС и России. Прагматичная повестка уходит на задний план. Германия будет поддерживать "ястребиную" парадигму Евросоюза", — заявил он ТАСС.
Кроме того, по его словам, за прошедшие три года почти все точки соприкосновения России и Германии были утрачены. "В области энергетики Брюссель не позволит им взаимодействовать с Россией. Что касается автопрома, немецкие концерны уже отдали пальму первенства на рынке Китаю. Таким образом, в угоду Брюсселю Германия продолжит нести экономические потери", — считает Новик.
"Кто бы ни стал канцлером, общее направление экономического развития, внешней и внутренней политики Германии не изменится. Чтобы это случилось, должны произойти радикальные изменения на уровне всего Евросоюза", — соглашается заместитель гендиректора Института национальной энергетики, главный редактор портала "ИнфоТЭК" Александр Фролов.
Словесная эквилибристика
Эксперт убежден в том, что ни один из кандидатов на пост канцлера в случае победы не смог бы кардинально повлиять на энергетическую политику Германии. Рассуждения о необходимости развивать атомную энергетику нацелены, по его мнению, лишь на то, чтобы удовлетворить общее чаяние населения Германии, недовольного ростом цен на электричество и уповающего на их укрощение при помощи атомной генерации.
Примерно то же касается и заявлений о строительстве новых газовых электростанций. "Заявления о развитии газовой генерации ничем не отличаются от заявлений прежних правительств. И при Шольце, и при Меркель было согласовано ее расширение, то есть Мерц продолжает политику, которая началась еще при Меркель", — заявил Александр Фролов ТАСС. Однако, по его словам, вся проблема в том, что инвесторов, которые решились бы строить новые станции в текущих условиях, найти крайне сложно. На фоне прогнозов про "золотой век" газа, звучавших в нулевые годы, инвестиционная активность в секторе газовой электрогенерации росла, однако потом была задавлена "зеленой" повесткой. Убедить компании строить снова без каких-либо гарантий затруднительно.
Что касается долгосрочных контрактов с США, которые поставляли бы для новых станций сжиженный природный газ, то данный формат не гарантирует стабильных поставок. "Речь идет о контрактах, которые будут заключать немецкие поставщики с заводами на территории США. Экспортерами газа будут эти поставщики, а не сами СПГ-заводы. Заводу все равно, кому отгружать газ, — конечная точка поставки в долгосрочных контрактах с заводами отсутствует. Таким образом, если страны АТР станут премиальным рынком, СПГ из США может начать поставляться немецкими компаниями в Азию. А значит, гарантий обеспечения газовых станций в Германии нет", — продолжает эксперт.
Дверь открыта для тех, кто ею не хлопал
Возрождение энергетических связей с Россией могло бы стать для Германии выходом в этой ситуации, однако такой сценарий нереалистичен, считает Александр Фролов, поскольку, во-первых, потребует колоссальных вложений в восстановление инфраструктуры, во-вторых (как уже было сказано), не получит одобрения властей Евросоюза. Непонятен также и механизм возвращения немецких компаний на российский рынок, если они этого пожелают.
"Главный вопрос — это урегулирование прав собственности на те активы, вокруг которых могут возникнуть споры. При этом речь идет как об активах, располагающихся на территории РФ, так и о тех российских активах, которые были фактически изъяты на территории Германии", — указывает он.
Возвращение отдельно взятых предприятий, по его мнению, может произойти, только если будут сняты санкции, которые спровоцировали их уход. Как говорит эксперт, "в текущей ситуации нет никакой необходимости форсировать возвращение западных компаний на российский рынок, особенно если речь идет о тех компаниях, которые ушли без давления со стороны своих правительств и подвели своих российских партнеров в различных проектах".
Между тем российский Минфин дал разъяснения относительно процедуры возвращения иностранных компаний из недружественных стран на рынок РФ. Как заявил представитель министерства, это будет возможно только при получении разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям. Такие условия предусмотрены указами "Об особом порядке осуществления отдельных видов сделок между некоторыми лицами" и "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности". В настоящее время, по его словам, власти прорабатывают условия возвращения компаний на рынок.
Евлалия Самедова