Эксперты объяснили необходимость отложить увеличение штрафов для большегрузов

В Госдуме рассматривается законопроект о повышении штрафа за неуплату проезда большегрузов по федеральным трассам до 20 тыс. рублей. Однако в Торгово-промышленной палате призывают не спешить с его принятием. Ведь, как подчеркивает вице-президент ТПП Вадим Чубаров, в работе системы взимания платы "Платон", которая фиксирует движение большегрузов по автомобильным дорогам общего пользования, нередко случаются сбои. Следствие этого - многочисленные штрафы, выписываемые в автоматическом режиме, которые в настоящее время массово обжалуются в Ространснадзоре. В связи с этим в Госдуму направлена инициатива о том, чтобы увеличение штрафов отложить.

Эксперты объяснили необходимость отложить увеличение штрафов для большегрузов
© Российская Газета

"Предлагаемое законопроектом увеличение размера штрафа по статье 12.21.3 КоАП РФ может привести к еще более резкому росту обжалуемых решений о привлечении к административной ответственности, а порой и может повлечь прекращение деятельности значительной части перевозчиков. ТПП РФ предложила отложить на 180 дней срок вступления в силу законопроекта, если он будет принят, что позволит перевозчикам адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса", - отметил Чубаров.

С масштабными сбоями в работе системы взимания платы "Платон" компании сталкиваются с начала прошлого года. Больше всего случаев начисления таких штрафов наблюдаем в Северо-Кавказском, Южном, Центральном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

Оператор системы "Платон" уже сообщил о проведении работы по обновлению программного обеспечения для бортовых устройств, что может помочь избежать этих проблем.

Кроме того, уполномоченные органы выявили участки, где сбои с высокой долей вероятности могут быть связаны с работой устройств подавления сигналов спутниковой навигации. Эти данные будут учитываться Ространснадзором в контроле за соблюдением требований перевозчиками. Дополнительно разрабатываются решения, которые помогут минимизировать влияние устройств подавления сигналов спутниковой навигации на работу системы "Платон".

"Вместе с тем на данный момент компании могут узнать об отсутствии части тарификации маршрута движения спустя сутки, из-за чего определить сбой в работе системы становится сложнее. Поэтому необходимо уведомлять владельцев транспортных средств об этом во время совершения рейса, запустив соответствующий сервис в личном кабинете оператора системы "Платон". Кроме того, нужно разработать и запустить процедуру независимой оценки работы системы, которая поможет определить: действительно ли водитель двигался с выключенным или неисправным бортовым устройством, либо произошел сбой в считывании данных. Это позволит сократить долю неправомерно выписанных штрафов и снизить финансовую нагрузку на перевозчиков", - подчеркивает президент Ассоциации "АвтоГрузЭкс" Вадим Филатов.

Вместе с тем, отмечает эксперт, на рынке сохраняется много недобросовестных перевозчиков, которые устанавливают "глушители", блокирующие сигнал рамок системы. У всех остальных грузовиков в радиусе действия этих "глушителей" (на расстоянии до 0,8-1 км), бортовые устройства также могут работать некорректно.

С момента введения системы "Платон" фактический тариф для пользователей увеличился более чем в два раза, до 3,05 руб/км. Размер штрафа составляет 5 тыс. руб., при повторно зафиксированном в течение года нарушении - увеличивается в два раза, до 10 тыс. руб.

"Повышение размера платежей за нарушения приведет к увеличению финансовой и юридической нагрузки на добросовестных перевозчиков. В условиях, когда бизнес сталкивается с масштабными сбоями в работе системы "Платон", компании будут вынуждены сначала оплачивать штрафы, а потом - оспаривать их в судебном порядке. Поэтому перед рассмотрением вопроса повышения размера платежей за нарушения важно восстановить бесперебойную работу системы "Платон", что исключит возможность необоснованного привлечения перевозчиков к административной ответственности", - отмечает Филатов.

Глава Ассоциации "АвтоГрузЭкс" подчеркнул: по итогам прошлого года рентабельность транспортных компаний снизилась на 10% год к году. "Основные причины: повышение зарплат сотрудников, размера лизинговых платежей, утильсбора, а также развитие недобросовестной конкуренции на рынке. Дополнительное повышение финансовой нагрузки на компании приведет к уходу с рынка большого количества игроков, нехватке транспортных средств для доставки грузов и, в результате - росту тарифов и конечной стоимости продукции", - считает эксперт.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов добавляет, что повышение штрафов может помешать обелению деятельности тех компаний, которые сейчас "обходят" систему "Платон": риск увеличения издержек может помешать им стать добросовестными перевозчиками.

Кроме того, в условиях сбоев в работе системы подобный подход увеличивает нагрузку на Ространснадзор и легальный сектор перевозок: "Добросовестные компании должны сначала оплатить штраф, затем подать жалобу, после чего запросить возврат средств. Такая процедура не эффективна. Поэтому предложение отложить срок введения увеличенного штрафа на 180 дней будет выглядеть логичным для того, чтобы были произведены дополнительные настройки в системе "Платон", - добавил эксперт.