Рынок России заполонили подделки Marshall и JBL: маркетплейсы в центре внимания
Об этом «Коммерсанту» рассказали в «Марвел-Дистрибуции» и подчеркнули, что до ухода производителя с российского рынка, доля России в общем объеме продаж Marshall составляла лишь около 2%. Компания прекратила поставки летом 2022 года.
Оригинальные устройства, учитывая сопутствующие расходы, существенно подорожали и теперь доступны преимущественно в специализированных магазинах или у крупных ретейлеров, ориентированных на премиум-сегмент электроники. Средняя стоимость подлинной продукции Marshall в России составляет порядка 21 тысячи рублей. В последние годы маркетплейсы стали основными площадками для реализации аудиотехники, при этом именно там распространение контрафакта достигло наиболее высоких показателей. Упрощенный контроль за ввозом продукции после ухода брендов с рынка привел к увеличению объема подделок. Подобные тенденции наблюдаются не только в отношении Marshall, но и у других популярных производителей, таких как JBL.
Wildberries зафиксировал рост продаж продукции Marshall на 115% за год. Представители площадки объясняют это увеличением числа продавцов. Они также отмечают, что маркетплейс применяет верификацию товаров через Росаккредитацию и маркирует оригинальную продукцию специальным значком. В Ozon также признают наличие контрафакта на рынке и заявляют, что ведется активная работа по защите потребителей. Еще в 2023 году крупные маркетплейсы совместно с правообладателями разработали и внедрили инициативы по борьбе с подделками при участии ФАС и ОКЮР.
На фоне этих проблем в правительстве обсуждается законопроект о «платформенной экономике», разработанный Минэкономразвития. Одним из ключевых положений документа является усиление мер по борьбе с оборотом контрафактных товаров на маркетплейсах.
В diHouse отметили, что в большинстве случаев отличить подделку от оригинала сложно без проведения технической экспертизы или проверки серийного номера устройства. В компании указывают на недостаточное законодательное регулирование, из-за чего недобросовестные продавцы маркетплейсов могут не только размещать товары сомнительного качества, но и нарушать права на товарные знаки, предлагая подделки по сниженной цене. Такие продавцы часто закрывают свои аккаунты спустя несколько недель или месяцев после начала работы, избегая какой-либо ответственности перед покупателями. Рост количества подделок на российском рынке во многом обусловлен механизмом параллельного импорта. Эффективную борьбу с контрафактной продукцией может вести только сам правообладатель, который принял решение покинуть рынок.