По оценке Минтруда экономике не хватает почти 11 миллионов рабочих рук

По оценке Минтруда, кадровая потребность экономики до 2030 года составляет 10,9 млн работников, заявил глава ведомства Антон Котяков. По его словам, в среднем государству предстоит привлекать на рынок труда 2,2 млн человек в год. Опрошенные «МК» эксперты сочли эти прогнозные цифры сильно завышенными, а планы властей по решению проблемы кадрового дефицита - нереализуемыми.

По оценке Минтруда экономике не хватает почти 11 миллионов рабочих рук
© Московский Комсомолец

© freepik.com

Как заметил министр, сегодня наибольшая потребность в кадрах до 2030 года состоит в специалистах со среднепрофессиональным образованием - порядка 70%. То есть, в течение ближайших пяти лет необходимо подготовить и вовлечь в занятость почти 7 млн таких работников. По данным Минтруда, к числу самых востребованных относятся профессии: станочников и наладчиков металлообрабатывающих станков, механиков, ремонтников транспортных средств, слесарей-инструментальщиков, рабочих в строительстве, сварщиков, газорезчиков, электромехаников, монтеров электрического оборудования, слесарей-трубопроводчиков, швей.

Ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров усугубляют современные демографические тенденции, естественное старение населения, массовый выход людей на пенсию. По словам Котякова, до 2030 года численность одной из самых производительных групп в возрасте 30–39 лет сократится на 8 млн человек. Прирост других возрастных категорий не компенсирует этого снижения в полном объеме. Больше всего увеличится численность россиян от 15 до 24 лет, но в этом возрасте из-за обучения процент занятости не очень высокий, отметил чиновник.

«Любые долгосрочные прогнозы такого рода не учитывают, да и не могут учесть всех тех реальных изменений, что происходят на рынке труда в силу структурной перестройки экономики, , - говорит профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. – Они строятся исключительно на основе экстраполяции текущей картинки на перспективу. Например, мы не знаем, как на сфере занятости отразится возможная остановка СВО, позитивные для страны геополитические изменения. Вернутся ли к закупкам западного оборудования и комплектующих те компании, которые сегодня заказывают всё это у отечественных производителей? Ведь потребность в импортозамещении каких-то образцов может отпасть, соответственно, высвободится и часть специалистов».

Еще два года назад шли разговоры о том, что российская экономика остро нуждается в айтишниках, назывались цифры от 1,5 млн до 3 млн человек. А сегодня сама тема лишена смысла, по причине бурного развития и широкого распространения искусственного интеллекта. К примеру, в Соединенных Штатах автоматизация привела к сокращению за последние годы порядка 20 млн рабочих мест именно в промышленности. Многие высококвалифицированные «станочники» перешли в сферы торговли и гостиничных услуг. Кроме того, рассуждает Сафонов, в прогнозе Минтруда РФ не учтен фактор потенциального повышения производительности труда в тех секторах, где сейчас присутствуют массовые рабочие профессии. В целом же, с 2022 года у нас действительно резко увеличился спрос на слесарей, сварщиков, механиков, в связи с выросшим госзаказом. Но в случае перевода экономики на мирные рельсы какая-то их часть может оказаться не у дел.

«Данные Минтруда вызывают сомнения, - отмечает директор Центра исследований социальной экономики Алексей Зубец. – Потребность в столь большом количестве дополнительных кадров абсолютно неочевидна. По сути, ведомство исходит из того, что текущие тенденции в экономике сохранятся до 2030 года. Но ведь если спецоперация пойдет на убыль или закончится, то и ВПК и ряд других смежных секторов уже не будут нуждаться в прежнем числе квалифицированных специалистов. Кроме того, потребность в рабочих руках неминуемо будет сокращаться при повышении производительности труда, которая в прогнозе не упомянута».

Что касается стратегической проблемы кадрового дефицита, решить ее путем привлечения трудовых мигрантов из Центральной Азии, по словам Зубца, уже не выйдет: этот традиционный для России источник дешевой рабочей силы исчерпан достаточно давно. Как вариант можно смотреть в сторону Индии, Бангладеш или Пакистана, даже далекой Кубы, но в этих странах явно не найдется специалистов в нужном российской экономике количестве.

«В сущности, единственным действенным источником пополнения сферы занятости остается внешняя миграция, и, в значительно меньшей степени – межрегиональное перераспределение, - говорит член Совета конфедерации труда России Павел Кудюкин. – Либо же надо радикально обновлять производственные мощности, повышать производительность труда. Но это потребует гигантских капиталовложений, которые взять неоткуда. Кстати, квалифицированные работники из Центральной Азии к нам едут неохотно, во многом по причине небольшой разницы в оплате труда. В условиях ухудшающейся демографии можно, конечно, более активно привлекать людей предпенсионного и пенсионного возраста. Однако на многих производствах требуются выносливость и физическая сила, которых у пожилых россиян нет».