SWIFT еще будет уговаривать Россию подключиться к ней, а Россия подумает

Международная межбанковская система передачи финансовой информации и совершения платежей SWIFT утратила свою значимость, заявил глава ВТБ Андрей Костин. По его словам, Россия и другие государства продолжают развивать альтернативные механизмы финансовых расчетов.

SWIFT еще будет уговаривать Россию подключиться к ней, а Россия подумает
© Свободная пресса

Костин полагает, что даже в случае ослабления санкций возвращения к прежней системе экономических связей с Западом не будет. Соответственно граждане России, которые раньше хранили средства в Швейцарии, Люксембурге и на Кипре, туда больше не вернутся и свои деньги переведут на счета в азиатских государствах, в том числе в Китай.

Но все помнят, что отключение российских банков от системы SWIFT заметно ударило по российской экономике. Но из заявления Костина вроде как следует, что даже если все вернется на круги своя, нам этот SWIFT теперь не очень-то и нужен…

Экономист Андрей Бунич в разговоре с «СП» указал, что система SWIFT уже устарела и в принципе не является необходимой инфраструктурой для обеспечения расчетов.

– Нельзя сказать, что отключение России от этой платежной системы трагически сказалось на нашей экономике. Некоторые неудобства, конечно, это создало, но они были достаточно легко устранены к 2023 году. SWIFT пытается уцелеть и адаптироваться, но ей все сложнее доказывать свою необходимость.

Данную систему создавали еще в 1970-е годы, когда банки не могли технически действовать без центрального контрагента. Криптография еще не находилась на таком уровне, чтобы она могла осуществить безопасную проверку огромного числа платежей. Тогда банки передавали «swiftовки» через телексы и факсы, так как интернета в современном понимании не было.

Но время шло, развивался интернет. Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) уже сейчас позволяет быстро проверить любой платеж на такой же скорости, как и SWIFT. Банкам уже не нужен центральный посредник, они способы самостоятельно адаптировать систему безопасности для своих контрагентов.

«СП»: В каких сферах еще может потребоваться SWIFT?

– Она может еще оказаться полезной для валютных расчетов в режиме реального времени, потому что в рамках этого типа переводов проходит очень много транзакций. Но во внешней торговле, которая наиболее важна для России, намного меньше операций, и они не требуют ежесекундного подтверждения. Поэтому SWIFT для таких переводов уже не нужен.

Но даже для функционирования валютно-финансового рынка SWIFT можно обойти с помощью внутренней системы, которая будет работать с мировым рынком через ограничитель. К примеру, брокер просто должен завести внутренний счет. Зарубежные коммерческие структуры, банки и частные инвесторы вполне могут это использовать. Такая же система работает в Китае, например.

В целом в России уже есть аналог SWIFT – Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Остается лишь лучше масштабировать и лоббировать ее. Если начнется улучшение отношений с Западом, то следует в законодательном порядке ставить условия, чтобы западные игроки обязательно работали с СПФС в интересах безопасности России.

«СП»: Какой формат передачи банковских данных представляет наиболее серьезную конкуренцию для SWIFT?

– Криптовалюты, блокчейны и цифровые валюты центральных банков (central bank digital currency, CBDC) так или иначе конкурируют с SWIFT. CBDC сейчас активно создаются, а Банк России тоже фактически ввел цифровой рубль.

Важной альтернативой SWIFT является экспериментальный проект Mbridge (Multiple CBDC Bridge), в рамках которого была создана система клиринговых расчетов через центральные банки разных стран. Алгоритм позволяет в режиме реального времени проводить любые транзакции без центрального посредника.

Об участии в нем в разное время заявляли Управление денежного обращения Гонконга, центральные банки Саудовской Аравии, Таиланда и ОАЭ, а также Институт исследований цифровой валюты Народного банка Китая.

Проект также осуществлял Банк международных расчетов (BIS, располагается в Швейцарии) под эгидой Базельского комитета по банковскому надзору, который в свою очередь устанавливает все финансовые правила мира. В Mbridge BIS был представлен Гонконгским подразделением.

«СП»: Может ли Банк Росси в перспективе присоединиться к Mbridge или похожей системе?

– Да, ведь там уже участвуют центробанки ведущих стран глобального Юга. Схожая задача по созданию параллельной SWIFT системы расчетов поставлена и в рамках документов БРИКС. Просто организация официально пока не ведет технический проект, хотя уже работает над этим. А в рамках Mbridge уже все создано. К тому же участники проекта – Китай и ОАЭ – также являются членами БРИКС.

Вопрос реализации новой системы зависит от политических решений. Банк международных расчетов приостановил участие в Mbridge в октябре 2024 года под политическим давлением. Сложившаяся финансовая система, частью которой является SWIFT, выгодна ряду игроков и международных структур. Они не заинтересованы в создании чего-то нового.

Но понятно, что разработанные системы более эффективны и полностью остановить их невозможно. Учредители SWIFT тоже будут менять свою систему и пытаться включиться в этот процесс, но они не смогут его остановить. Новая платежная система построена на принципах криптовалют, блокчейнов, ее будет практически невозможно обойти.

«СП»: Почему БРИКС не форсирует процесс создания новой системы расчетов?

– По поводу этого идут политические переговоры. Ясно, что система по сути готова. Все серьезные банкиры и другие серьезные игроки ожидают теперь заключения договоренностей. Все зависит от политического расклада.

Если Россию будут дальше блокировать, и другие страны это увидят, то процесс перехода на новую финансовую систему будет форсироваться. Нынешняя администрация президента США Дональда Трампа будет заинтересована в уступках и скорее всего разрешит проводить расчеты в долларах, чтобы не подрывать старую систему, как и в том, чтобы Россия смогла снова подключиться к SWIFT. Однако это не остановит переход к новой платежной системе, просто отложит его на некоторое время.

Надо понимать, что по сути западные страны злоупотребили своей финансовой системой в 2022 году и подставили ее под удар. Она и так оказалась технически заменима, а они дополнительно подорвали ей престиж. Поэтому даже если Трамп сможет смягчить последствия финансовых ограничений против России, то все равно процесс создания альтернативной платежной системы будут продолжаться в том числе и в рамках БРИКС.

«СП»: В январе руководитель ВТБ говорил, что при передаче информации через SWIFT происходит ее прямая утечка. Насколько существенна эта проблема?

– В рамках SWIFT все данные о расчетах находятся за границей. Это означает полный контроль. Просто, когда эта система создавалась, никто не думал, что она будет использоваться как оружие. В любом случае мировая финансовая система находится в стадии реформирования.

«СП»: Как в будущем будет функционировать «Мир»?

– Она вполне подходит для нас как внутренняя платежная система. Вопрос ее применения в других странах скорее связан с дипломатией. Если какие-то государства заинтересованы в российских туристах, то тогда они должны разрешать пользоваться картами «Мир». Если настаивать на этом, то они не смогут ограничивать данную платежную систему.