США договорились с Россией и Украиной о безопасном судоходстве в Черном море
Обновлено в 21:00
Соединенные Штаты и Россия объявили о достигнутых в Эр-Рияде договоренностях. Заявления опубликованы на официальных сайтах Белого дома и Кремля. И Москва, и Киев согласились исключить применение оружия в акватории Черного моря. Одновременно говорится, что США помогут РФ восстановить доступ к мировому рынку для экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений.
При этом все заявления нельзя назвать очень подробными; все сформулировано довольно лаконично. Свои оценки дает политолог Алексей Наумов:
Алексей Наумов политолог «Безусловно, за достижением этого рамочного соглашения последуют конкретные переговоры и конкретные меры, которые необходимо будет реализовать. Это означает, что перемирие набирает силу. Сначала мы говорили о перемирии касательно энергетических объектов, сейчас мы говорим о перемирии касательно Черного моря, возможны и дальнейшие этапы. Что касается помощи со стороны США в доступе РФ к мировым рынкам — сейчас в Вашингтоне находится администрация, с которой можно разговаривать. И если администрация Джо Байдена, как правило, говорила и ничего не делала, то администрация Дональда Трампа способна на какие-то серьезные шаги. И поэтому Россия сейчас ждет от администрации Трампа встречных шагов, Россия доверяет администрации Дональда Трампа, которая не только слушает, но и слышит, как говорил Сергей Лавров. Посмотрим, что американцы смогут сделать для того, чтобы помочь России вернуться к экспорту продовольствия и удобрений, а затем уже будем двигаться по двустороннему треку. То есть украинский трек разведен с треком двусторонних отношений России и США. По украинскому треку растет и ширится перемирие, по российско-американскому треку идет взаимодействие касательно доступа России на рынки продовольствия и удобрений».
На фоне этих новостей акции мировых производителей удобрений подешевели. Котировки североамериканских Mosaic и CF Industries на Нью-Йоркской фондовой бирже после публикации заявления потеряли 3,6% и 3,7% соответственно, канадской Nutrien — более чем 4%. Акции германского производителя калийных удобрений K+S упали почти на 5%.
Однако трактовки договоренностей неоднозначны. США опубликовали два документа, о договоренностях с Россией и отдельно с Украиной, констатирующих расширение рамок перемирия. Как утверждают в Вашингтоне, стороны согласовали меры обеспечения безопасности судоходства в Черном море и неприменение оружия в его акватории. Также сообщается, что и Москва, и Киев договорились с американской стороной разработать порядок прекращения огня по энергетической инфраструктуре. Наконец, США обещают помочь России восстановить доступ к мировому рынку продовольствия и удобрений, а также упростить страхование российских судов и упростить их заход в зарубежные порты.
В российском заявлении упоминаются те же лаконичные пункты, но приводится целый ряд подробностей. Среди прочего заявляется, что для черноморского перемирия необходимо обеспечить контроль и досмотр украинских судов, а также подключить к SWIFT и вывести из-под санкций Россельхозбанк и другие финорганизации. Москва считает это необходимым условием для вступления в силу морского перемирия, которое США назвали уже согласованным.
Ситуацию анализирует политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Формулировки расплывчатые, но в общем они отсылают все к тому же списку требований России, которые выдвигались в свое время для возобновления так называемой зерновой сделки, в переговорах, которые в прошлом году в общем закончились ничем. Те разъяснения Кремля, которые последовали после заявления американцев, расставили все точки над i и дополнили это вполне конкретикой. То есть это все те же требования, которые озвучивались и в прошлом году, и в позапрошлом, — это снятие санкционных ограничений с Россельхозбанка и других финансовых организаций, которые задействованы в обеспечении торговли продовольствием и удобрениями. А также подключение к системе SWIFT, снятие санкций с компаний-производителей, экспортеров, обслуживание российских судов в международных портах и отмена санкций на поставки в Россию сельскохозяйственной техники. В принципе, по общему направлению это не противоречит заявлению американцев, но остается открытым вопрос, готовы ли США пойти на дословное выполнение всех этих требований. Поскольку, в частности, что касается портов той же системы SWIFT, это зависит уже от Европы, которая с Москвой вести диалог пока не хочет, да и Москва с ней, в общем, тоже. Поэтому встает вопрос, насколько в таких детализированных подробностях действительно можно достичь того, чтобы сделка заработала на основе двусторонних только договоренностей Москвы и Вашингтона. Более того, в трактовке Украины, в трактовке Умерова — министра обороны, он был главой украинской делегации, появились новые вводные, а именно, что российские военные корабли должны оставаться в пределах восточного черноморья. А если они будут выходить за пределы восточной акватории Черного моря, тогда Киев это будет рассматривать как угрозу своей безопасности и, надо понимать, будет открывать по ним огонь. Это такая подробность, которая раньше не звучала, чтобы запереть черноморский флот в восточной акватории Черного моря. Я думаю, что это дополнительная сложность, которую надо снять для того, чтобы все заработало, потому что при таких условиях, я думаю, что Москва не пойдет на черноморскую инициативу».
Разночтения присутствуют и в интерпретации договоренностей со стороны Украины. По мнению Киева, соглашения о прекращении огня по объектам энергетики и о морском перемирии вступают в силу сразу после объявления со стороны США.
Как выразился Владимир Зеленский, «после того, как Вашингтон официально выходит с двумя стейтментами, то тишина на воде и тишина по энергетике должны работать». Ранее глава украинского Минобороны Рустем Умеров говорил, что для реализации соглашений необходимы дополнительные технические консультации, что также противоречит трактовке Зеленского. Комментирует профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
— Надо сказать, что сама длительность этих переговоров говорит о том, что все-таки обсуждались достаточно мелкие детали, и в этом плане обсуждение было конструктивным. Причем ясно, что тут продвигаются идеи, которые выгодны для всех участников. То есть для России в определенной степени речь идет о снятии хоть каких-то санкций в отношении и сельскохозяйственного экспорта, и экспорта химпродукции, в том числе удобрений. Для Украины появляется надежда на возобновление зерновой сделки в новой форме. В этом плане все получают определенные пряники со стороны США, и идет движение все-таки в позитивном направлении. Это и потенциальный отказ от ударов по энергетической инфраструктуре, хотя мы знаем, что само толкование этой договоренности различается. То есть Россия говорит именно об энергетической инфраструктуре, а США и Украина особенно говорят об энергетике и инфраструктуре в гораздо более широком смысле, но в принципе есть подвижки. Есть подвижки в вопросе, который относительно легко разрешим и который имеет символическое значение, — это и обмен военнопленными, и передвижение гражданских лиц, и возвращение детей, в данном случае на территорию Украины. Динамика положительная, что важно тут для каждой из сторон, включая США, поскольку Трамп все-таки может, помимо прочего, бравировать этим и говорить о том, что он добивается своих целей, что для него важно как внутриполитически, так и в его отношениях с союзниками.
— Все-таки эта обещанная помощь, какую она форму может принять со стороны США? И будет ли она эффективной?
— Это весьма ощутимая помощь, потому что, если, например, будет разрешен вопрос со страхованием судов, это резко снизит российские транспортные затраты и изменит общую атмосферу. Так что тут каждая из сторон видит достаточно серьезные плюсы, притом что речи о событиях на поле боя, вопросах территориального размежевания и так далее пока нет. Поэтому это для Зеленского не так опасно. Это не те вопросы, которые могут резко обострить ситуацию в стране, его отношения, скажем, с «военной» партией. Тут каждая из сторон получает определенные преимущества, но не несет на данный момент серьезных внешне- и внутриполитических потерь.
Ранее глава российского МИД Сергей Лавров дал Первому каналу широкое интервью об урегулировании. Как заявил министр, только Вашингтон может добиться от Киева прекращения обстрелов гражданских объектов, а подходы Евросоюза по Украине прямо противоречат позиции новой администрации США. По словам Лаврова, судоходство обсуждалось на переговорах в Эр-Рияде, и Россия выступает за возобновление черноморской инициативы «в более приемлемой для всех форме».