Политолог Бардин: Приказ арестовать Гуцул пришел в Кишинев из Европы
Евгения Гуцул стала башканом Автономного территориального образования Гагаузия летом 2023 года. Прошло полтора года с этого момента, и все это время она постоянно работала "в поле", посещала социальные объекты и предприятия в селах Гагаузии, а не только в столице Комрате. Была, что называется, в контакте с населением. За это ее и любят жители автономии.
Вполне естественно, что рейтинг Евгении Гуцул все время рос, в отличие от правящих политиков из Кишинева, социальная поддержка которых падает на протяжении двух лет, и без помощи европейской диаспоры они на выборах неконкурентоспособны. Понятно, что такую политическую альтернативу президент Молдавии Майя Санду и премьер страны Дорин Речан не могли терпеть.
Тем более что Евгения Гуцул - соратница оппозиционного политика Илана Шора, лидера запрещенного в Молдавии политического блока "Победа". Этот блок всегда провозглашал необходимость укрепления культурных, социальных и экономических связей с Россией.
Башкан Гагаузии приезжала в Москву, договаривалась о важных проектах в области сельского хозяйства, развития транспортной инфраструктуры, банковской политики и пенсионного обеспечения. Такая деятельность несла позитивный результат, у нее были актуальная повестка и естественная симпатия населения. К тому же башкан принимала участие в памятных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, а также Александру Сергеевичу Пушкину, напомню, бывавшему в Молдавии.
В отличие от Евгении Гуцул, президент Молдавии Майя Санду целостной политической повесткой не обладает. Заунывные "песни" о европейской интеграции и антироссийская риторика - это то, с чем ассоциируется современная политика Кишинева. Но даже стремление к интеграции с ЕС не выходит за рамки разговоров. По факту все это представляет собой топтание на месте и ходьбу по кругу.
Таким образом, успехи Евгении Гуцул естественным образом подрывали рейтинги Майи Санду и ее ближайших соратников из партии PAS, а также, что не менее важно, ее кураторов из Европейского союза, Урсулы фон дер Ляйен в первую очередь.
Полтора года Кишинев делал все, чтобы мешать исполнению Гуцул обязанностей руководителя региона. В Брюсселе знали о противостоянии по линии Кишинев - Комрат и о том, что в этом конфликте у Майи Санду позиции достаточно слабые. Это сказывалось на авторитете ЕС в Молдавии, который серьезно подрывался. А ведь раньше этот авторитет казался железобетонным и непререкаемым. Но сегодня граждане Молдавии начинают с большим вниманием относиться к проектам, предполагающим взаимодействие с Россией.
Именно Брюссель поставил Кишиневу задачу урегулировать проблему с руководством Гагаузии, дабы она не обнуляла авторитет Евросоюза в Молдавии. Кишинев выполняет это поручение, как умеет, то есть путем откровенных политических репрессий.