РФ может вернуться к транзиту газа через Украину даже после подрыва ГИС "Суджа"

Подрыв газоизмерительной станции (ГИС) "Суджа", через которую до начала 2025 года происходил транзит российского газа через Украину в Европу, не ставит крест на возможном возобновлении поставок по этому маршруту. Более того, с технической стороны это сделать значительно проще, чем восстановить взорванные "Северные потоки" или разрешить санкционные разногласия с Польшей для запуска "Ямал-Европа". Но в деле политика - Украина ясно дала понять, что против возобновления поставок, хотя под давлением Европы или США может сменить позицию.

РФ может вернуться к транзиту газа через Украину даже после подрыва ГИС "Суджа"
© Российская Газета

Вице-премьер Александр Новак уже сообщил, что вопрос восстановления ГИС "Суджа" зависит от будущих взаимоотношений и договоренностей с европейцами. А пока идет оценка ущерба, но уже понятно, что восстановление займет много времени.

При этом, по мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, учитывая, что транзит через "Суджу" физически продолжался в прошлом году, когда станция была фактически под контролем ВСУ, можно представить себе его возобновление без полного восстановления ГИС. Теоретически достаточно будет восстановить целостность газопровода, а это можно сделать достаточно быстро при желании.

Другое дело, что для нас этот маршрут не является и не может быть приоритетным вариантом увеличения поставок газа в Европу в случае восстановления отношений с ней в сфере энергетики, считает эксперт.

Но выбор маршрута поставок в случае восстановления отношений России с Европой в сфере энергетики будет зависеть не только от нашего желания и экономики поставок, но и от географического расположения стран, которые будут готовы с нами сотрудничать, и политики.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, прямо сейчас в возобновлении поставок российского газа уже заинтересованы Словакия и Венгрия. В перспективе к ним могут присоединиться Австрия и Италия, а после смены политического режима интерес может вернуться и у Германии.

Из перечисленных стран только для Германии возобновлении транзита через Украину не самый лучший вариант вернуть себе дешевый российского газ. Впрочем, именно Германия была основным его потребителем до 2022 года. Но для остальных украинский маршрут интересней.

Кроме того, "ГИС "Суджа" не единственный вход наших газопроводов на территорию Украины, хотя он и считается основным для газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород". Как минимум есть еще газопровод "Союз" и ГИС "Сохрановка", поставки через которую были остановлены в мае 2022 года.

Чернов поясняет, что помимо "Суджи" в рабочем состоянии остается ГИС "Сохрановка" в Ростовской области, но "Нафтогаз" отказалась принимать через нее транзит, сославшись на форс-мажор и отсутствие контроля над станцией. А ранее функционировала ГИС "Писаревка" с невысокой пропускной способностью, откуда поставки шли в Словакию, Венгрию и Австрию, но с 2020 года она не работает из-за отсутствия контрактов на поставку.

Есть и другие входы газопроводов на украинскую территорию причем не только из России, но и из Беларуси. Если смотреть на карту Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), то на конец 2024 года через Украину проходят три крупных газовых маршрута из России, и два из Беларуси. Что немаловажно газопроводы в России имеют соединения друг с другом, позволяющие перебрасывать объемы из одной трубы в другую. А маршруты через Беларусь соединены с "Ямал-Европа".

Хотя, Гривач считает, что другие точки входа на Украину вернуть в работу еще менее вероятно. На бумаге проще всего возобновить поставки по "Ямал-Европа". Там достаточно снять взаимные санкции России и Польши. Политически, конечно, все гораздо сложнее. А самый предпочтительный вариант и для России, и для Германии - это запуск сохранившейся нитки "Северного Потока-2", а затем восстановление работоспособности пострадавших линий. Но есть ряд препятствий на политическом и правовом уровне, уточняет эксперт.

Схожая точка зрения у Чернова. Для запуска каждого из этих маршрутов необходимы именно политические решения, считает он. Со стороны Украины маловероятно возобновление транзита через ГИС "Сохрановка", пока идут боевые действия. Польша даже если и позволит начать транзит через "Ямал-Европа", то, во-первых, по этому маршруту конечным покупателем была Германия, которая больше не заключает контракты на поставку, а во-вторых, Россия скорее всего не снимет ограничения, пока "Газпрому" не вернут его инфраструктуру (национализированную часть участка газопровода). Технически восстановить поставки можно через все маршруты, но политически ближе всего к этому возобновление поставок через оставшуюся нить "Северного потока-2". Страны ЕС наверняка будут против, но у США есть возможности оказать на них давление, особенно если в этом будет их собственный финансовый интерес, поясняет эксперт.

А вот по мнению эксперта по энергетике Кирилла Родионова, наиболее вероятным выглядит возобновление прокачки газа через Украину. Восстановить ГИС "Суджа" проще и дешевле, чем заново построить морскую часть "Северных потоков" или договориться с Польшей о "Ямал-Европа". Запустить быстро неповрежденную нитку "Северного потока-2" не выйдет. Газопровод не прошел сертификацию в 2022 году. Она была остановлена. Даже если у "Северных потоков" сменится владелец, то для перезапуска поставок нужно будет получить дополнительное регуляторные разрешения на осуществление коммерческих поставок газа и заново пройти сертификацию. Все это будет встречать серьезное противодействие, в том числе со стороны "зеленых". Процесс может очень затянуться. А газ Европе нужен - крупнейшие европейские экономики, в первую очередь, Германия, понесли существенные потери из-за энергокризиса. Соответственно, поэтому европейской промышленности очень важно получить бесперебойный доступ к дешевому российскому газу.

Эксперт также отмечает, что в пользу украинского транзита будет выступать и политика. Европейским лидерам с электоральной точки зрения будет выгодно показать, что зависимость Украины от финансовой помощи ЕС снижается. Показать населению, что Украина возобновляет транзит российского газа в Европу и тем самым зарабатывает деньги сама.