Россия и Пакистан обсуждают соглашение о свободной торговле

Ограничение доступа к основным резервным валютам и международным платежным системам продемонстрировало уязвимость российской экономики и вызвало необходимость поиска альтернативных путей. В итоге наша страна перешла на международные расчеты в нацвалютах, достигнув серьезных результатов. Так, более 95 процентов расчетов с нашим основным торговым партнером Китаем уже проводятся в юанях и рублях, со странами ЕАЭС доля расчетов в нацвалютах достигла 93 процентов, с Индией — 90. До конца 2025 года Правительство планирует заключить соглашения, увеличивающие внешний рынок до 481 миллиона человек. В перспективе задача стоит обеспечить свободный доступ к рынкам Евразии с емкостью около 2,2 миллиарда человек. Об этом сообщил в ходе пленарного заседания Совета Федерации 16 апреля вице-премьер Алексей Оверчук.

Россия и Пакистан обсуждают соглашение о свободной торговле
© Парламентская газета

Результативное продвижение

В 2024 году на страны Запада приходилось всего 13,1 процента от объема внешней торговли России, 86,9 процента — торговля с остальным миром. Фактически, по словам Оверчука, произошла переориентация торговых потоков. Основные сухопутные торговые пути в Евразии, в частности, реализуются по направлениям «Восток — Запад» и «Север — Юг». В том числе существенно выросла с 2020 года пропускная способность на российской границе: с Грузией — в два раза, с Азербайджаном — в пять раз, с Казахстаном — в 1,1 раза, с Монголией — в 2,4 и с Китаем — в 1,9 раза.

В то же время доля торговли в национальных валютах с 25 процентов в 2020 году увеличилась до 79,8 процента. Зампред Правительства подчеркнул, что нашим основным торговым партнером является Китайская Народная Республика, с которой более 95 процентов расчетов проводится в юанях и рублях. Со странами ЕАЭС доля расчетов в нацвалютах составляет 93 процента, а с Индией — 90 процентов.

По словам вице-премьера, кабмин нацелен улучшать торговые условия на пространстве Большой Евразии, где у ЕАЭС уже есть соответствующие соглашения с Вьетнамом, Сербией и Ираном. Совокупный рынок этих стран составляет приблизительно 190 миллионов человек.

«До конца 2025 года могут быть заключены соглашения, увеличивающие наш внешний рынок до 481 миллиона человек. В Евразии мы ставим перед собой задачу обеспечить свободный доступ к рынкам с емкостью около 2,2 миллиарда человек», — сообщил Оверчук.

В том числе Россия обсуждает с Пакистаном развитие сухопутного транспортного сообщения через Иран и Афганистан. Улучшение пропускной способности международного транспортного коридора «Север — Юг», по словам зампреда, обеспечит связанность портов российского Северо-Запада с иранскими портами в Индийском океане. Таким образом будет обеспечен кратчайший доступ к рынкам Индии, Пакистана, Юго-Восточной Азии и Африки.

Смысловая нагрузка транспортного коридора «Север — Юг» — обеспечить выход российских товаропроизводителей к растущим рынкам Глобального Юга, пояснил Оверчук.

Все препоны нужно снять

Создание дружелюбного экономического пространства и построение Большого евразийского партнерства, о котором не раз заявлял Президент России, является абсолютно правильной стратегией, считает председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Жизнь показала, что принципы, на которых строятся интеграционные объединения, — взаимовыгодное сотрудничество, отсутствие деления на «больших» и «малых» братьев, принцип консенсуса — очень притягательны.

По словам спикера, результаты есть, и они очень убедительны. «Никто не разбежался по своим национальным квартирам. Да, не все гладко, так устроена жизнь, но при этом мы сохранили кооперацию и торговое взаимодействие, что дало экономическую отдачу», — считает она.

Однако при наличии достижений «есть над чем работать». В частности, над расширением пропускных пунктов на границах России, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. «Мы должны снять все препоны для бизнеса и движения товаров — к сожалению, на пунктах пропуска у нас по-прежнему стоят очереди. Самое обидное, что с той стороны очередей таких нет, а у нас они остаются. Проблему надо решать, и здесь хотелось бы более быстрого движения вперед», — заявила председатель Совфеда, добавив, что сенаторы готовы активно подключиться к этой работе.

Эффективность работы торгпредств за рубежом также следует проанализировать, считает Матвиенко. Спикер попросила оценить их работу присутствовавшего на заседании замминистра экономического развития Дмитрия Вольвача, который назвал торгпредства эффективным и важным институтом, «который надо развивать».

Матвиенко заметила, что «слова правильные», но приукрашивать ситуацию не нужно. Она попросила сенаторов провести отдельное заседание в Совете Федерации по работе торговых российских представительств за рубежом. «Они живут своей жизнью, и нам надо знать, какая отдача от их работы, насколько эффективен тот или иной руководитель, насколько эффективна кадровая работа — не по звонку, не по блату, а по качеству и результатам труда», — заметила спикер, поручив коллегам-сенаторам «погрузиться» в данную тему.

Отдельно она заострила внимание на том, чтобы национальные интересы России и отечественного бизнеса ни на йоту не нарушались международными договорами и соглашениями.