Американский доллар теряет поддержку рынков
Агрессивная тарифная политика администрации Трампа и ее неоднозначное отношение к роли доллара как мировой резервной валюты заставили инвесторов задуматься: может ли почти вековое доминирование доллара подойти к концу? Как отмечает FT, полноценной альтернативы доллару пока не существует, однако его гегемония впервые за долгое время дала реальную трещину.
Сомнения со стороны Европы
Как сообщает Bloomberg, 17 апреля европейские финансовые регуляторы выразили обеспокоенность устойчивостью рынка Treasuries. Глава Европейского страхового надзора (EIOPA) Петра Хиелкема заявила, что на фоне волатильности и резкого роста доходностей казначейские облигации США теряют статус «тихой гавани». Она также отметила, что нестабильность может указывать на скрытые риски в менее прозрачных сегментах — таких как фонды прямого кредитования, хедж-фонды и сделки с обеспечением в виде несуверенных бумаг. По данным Bloomberg, в будущем это может привести к дефициту ликвидности. Хиелкема не исключила, что турбулентность на рынке повлияла на решение администрации США временно приостановить часть новых тарифов для ослабления давления на экономику. Европейское банковское управление (EBA) планирует сделать акцент на геополитических рисках в следующем стресс-тесте, а европейский регулятор по рынкам (ESMA) видит в текущей ситуации шанс снизить зависимость Европы от американской финансовой инфраструктуры.
«Дедолларизация» больше не фантазия
Индекс доллара DXY в апреле упал на 8,2%, продемонстрировав худшую недельную динамику за 30 лет. Особенно заметно падение к «валютам-убежищам» — золоту, иене и швейцарскому франку. Deutsche Bank заявляет о «быстрой дедолларизации», а Goldman Sachs прогнозирует ослабление доллара до $1,20 за евро и ¥135 за иену. «Негативные тенденции в управлении и институтах США подрывают непомерные привилегии, которыми долгое время пользовались американские активы, и это сказывается на доходности активов и доллара, и может продолжать сказываться в будущем, если ситуация не изменится», — предупредили валютные аналитики Goldman.
Как отмечает FT, хотя стоимость доллара всегда колебалась, а его критики давно пророчат конец доминированию, реального поворота не происходило. Теперь же, считают некоторые аналитики, масштабы потрясений, вызванных Трампом, способны поколебать почти вековую гегемонию. «США получали выгоду от статуса резервной валюты 100 лет. Потребовалось менее 100 дней, чтобы подорвать его», — заявил Грегори Питерс из PGIM Fixed Income.
Тем не менее большинство экспертов не ожидают немедленного отказа от доллара как от главной резервной валюты — просто из-за отсутствия равнозначной замены. «Евро — это один валютный союз, но 20 разных стран, Китай держит юань на коротком поводке, ограничивая его конвертируемость, а такие валюты, как франк и иена, слишком малы, чтобы претендовать на глобальную роль», — говорится в материале FT. «Если адаптировать известное клише: доллар — это не просто наименее вонючая рубашка в шкафу, это единственная, которая подходит».
По данным FT , несмотря на то что США составляют лишь около 25% мирового ВВП, доллар остаётся центральным элементом глобальной финансовой системы: 57% официальных валютных резервов, 60% международных кредитов и депозитов, 70% международных облигаций и 88% валютных операций совершаются в долларах. Более половины наличных долларов находятся в обращении за пределами США. Это обеспечивает американским активам «непомерную привилегию» — возможность занимать дешевле и использовать доллар как инструмент санкционного давления.
Капитал уходит туда, где ему рады
Некоторые аналитики считают, что доллар переоценён примерно на 19% по отношению к основным валютам. Если США столкнутся с рецессией, ФРС, возможно, придётся агрессивно снижать ставки — и доллар может ослабнуть ещё сильнее.
Опасения вызывает и линия поведения администрации Трампа, которая, по мнению аналитиков Barclays , «пробуждает ранее немыслимые вопросы» — от возможного выхода США из МВФ до контроля за движением капитала и даже выборочного дефолта. FT приводит слова одного из титанов американского банковского дела — покойного главы Citicorp Уолтера Уристона: «Капитал уходит туда, где ему рады, и остается там, где с ним хорошо обращаются».