Эксперты объяснили, почему бензин и дизель на российских АЗС не дешевеют вместе с нефтью

С начала апреля стоимость российской нефти упала почти на 20%, однако цены на бензин продолжают медленно расти. В оптовом сегменте топливо подорожало примерно на 5%, на заправках — менее чем на 20 копеек. Дизель на бирже остался на уровне конца марта, но в рознице прибавил 11 копеек. Рост цен пока отстает от инфляции (2,99% с начала года), поэтому официальных поводов для беспокойства нет. Однако с началом летнего сезона спрос на топливо традиционно растет, что может усилить давление на цены.

Эксперты объяснили, почему бензин и дизель на российских АЗС не дешевеют вместе с нефтью
© Bfm.ru Новосибирск

Почему снижение нефтяных котировок не снижает цены на бензин

Парадокс в том, что рост нефтяных цен всегда называют причиной подорожания топлива, а их падение на стоимость бензина почти не влияет. Это объясняется структурой ценообразования: около 70% стоимости литра бензина составляют налоги.

При низкой марже переработки и розницы нефтяные компании используют рост нефтяных котировок как повод повысить рентабельность. А когда нефть дешевеет, они компенсируют падение доходов за счет увеличения цен на топливо.

Государственное регулирование и демпферный механизм

Как пояснил в комментарии для «Российской газеты» зампред думского комитета по энергетике Юрий Станкевич, налоговое регулирование не предполагает долгосрочного снижения цен на топливо. Демпферный механизм, действующий более пяти лет, позволяет государству корректировать доходы нефтяников, но не стимулирует снижение цен.

Эксперт Дмитрий Гусев отмечает, что внутренний рынок топлива защищен от внешних колебаний. Сильное и долгосрочное падение нефтяных цен может повлиять на стоимость бензина, но в целом система ориентирована на умеренный рост, не превышающий инфляцию.

Прогнозы на лето и возможные риски

Сергей Фролов из NEFT Research считает, что в этом году розничные цены на топливо могут вырасти выше инфляции из-за сезонного спроса и повышения акцизов. Однако резких скачков не ожидается.

Если же цены начнут расти слишком быстро, возможны меры со стороны ФАС и правительства — например, ограничение экспорта или налоговые корректировки. Однако, как предупреждает Фролов, жесткое регулирование может привести к сокращению числа АЗС, особенно в регионах с высокой долей независимых заправок.