Наращивание экспортных перевозок в Китай лишает грузоотправителей скидки на железнодорожный фрахт
В процессе грузоперевозок операторы зарабатывают не только на предоставлении фитинговых платформ, но и на предоставлении контейнеров под конкретные грузоперевозки. Ставки выдачи контейнеров на определенные маршруты могут быть как положительными, так и отрицательными – накопление контейнеров в определенном регионе может приводить к тому, что железнодорожные операторы начинают доплачивать грузоотправителям за отправку контейнерного оборудования в Китай. За счет отрицательной ставки выдачи контейнера образуется скидка к стоимости железнодорожного фрахта. Размер дисконта зависит от того, нужно ли перебросить контейнерное оборудование в определенную точку; от дефицита/профицита контейнеров в конкретной точке и т. д.
«Мы привыкли к тому, что на протяжении долгого времени ставки выдачи контейнеров на экспортные маршруты, например, из Москвы в Шанхай, были сильно отрицательными. Скидка в цене ж/д фрахта на экспортных маршрутах в сентябре – октябре 2024 года составляла $2000. Сейчас эта субсидия резко снижается и составляет всего $700–800. Это говорит нам о том, что экспортные объемы перевозки растут, увеличивается и стоимость экспортных перевозок за счет снижения субсидии за пользование контейнером», – пояснил на деловом семинаре РЖД-Партнера «Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов» аналитик АО «Центр ценовых индексов» Роман Шагалов.
Прежде всего объем перевозок растет за счет увеличения транспортировки удобрений и химикатов в контейнерах.