Центробанки задумались о девальвации своих валют на фоне обвала доллара — CNBC
Investing.com — Обвал доллара закономерно укрепил другие валюты, что принесло центральным банкам по всему миру сочетание облегчения и головной боли, пишет CNBC.
Неопределенность в отношении политики США повлекла отток из доллара США и казначейских облигаций в последние недели, при этом индекс USD ослаб более чем на 9% с начала года. Рынок прогнозирует дальнейшее падение.
Согласно последнему мировому опросу менеджеров фонда Bank of America (NYSE:BAC), 61% респондентов ожидают снижения курса USD в течение следующих 12 месяцев — это самый пессимистичный прогноз крупных инвесторов почти за 20 лет.
Исход из американских активов может отражать более широкую кризисную ситуацию с доверием, с потенциальными последствиями, такими как рост импортируемой инфляции вслед за ослаблением доллара. Падение USD привело к укреплению других валют, особенно защитных, в лице японской иены и швейцарского франка. Заметно выиграл и евро.
С начала года японская иена укрепилась более чем на 10% по отношению к доллару, в то время как швейцарский франк и евро подорожали примерно на 11%, согласно данным LSEG.
Среди других валют, укрепившихся по отношению к доллару в этом году, оказались мексиканский песо (+5,5%), канадский доллар (+4%), польский злотый (+9%), тогда как российский рубль подорожал более чем на 22%.
Некоторые валюты развивающихся рынков, однако, обесценились, несмотря на слабость доллара.
Вьетнамский донг и индонезийская рупия упали до рекордных минимумов в начале этого месяца. Турецкая лира также достигла исторического минимума на прошлой неделе. Китайский юань достиг рекордного минимума против доллара около двух недель назад, но с тех пор укрепился.
Возможность снизить ставки?
За небольшими исключениями, как, например, в случае с Национальным банком Швейцарии, ослабление доллара — это облегчение для правительств и центральных банков по всему миру, говорят аналитики в CNBC.
«Большинство центральных банков были бы рады увидеть падение доллара на 10%-20%», — говорит Адам Баттон, главный валютный аналитик ForexLive. Он добавил, что сильный доллар представляет проблему в течение многих лет и создает трудности для стран с жесткой и мягкой привязкой к доллару.
У многих стран с развивающейся экономикой имеется значительная задолженность в долларах, поэтому более слабый USD снижает реальное долговое бремя. Кроме того, более мягкий курс доллара и более сильная местная валюта, как правило, делают импорт относительно дешевле, снижая инфляцию и, следовательно, предоставляя центральным банкам возможность снижать ставки для стимулирования роста.
Последняя волна распродаж доллара дала больше «свободы маневра» для снижения ставок, говорит Баттон. В то время как более сильная местная валюта может помочь сдерживать инфляцию благодаря более дешевому импорту, это усложняет экспортную конкурентоспособность, особенно в условиях новых тарифов США, где Азия подвержена риску, являясь крупнейшим производителем товаров в мире, отмечает Томас Рупф, соруководитель VP Bank для Сингапура и Азии.
Девальвация валюты становится более актуальной темой для развивающихся рынков, особенно в Азии, считает Ник Рис, руководитель макроисследований в Monex Europe.
Однако страны с развивающейся экономикой и азиатские центральные банки должны будут действовать осторожно, чтобы избежать оттока капитала и других рисков.
«Развивающиеся рынки сталкиваются с высокими рисками инфляции, задолженности и оттока капитала, что делает девальвацию опасной», — говорит Ваэль Макарем, лидер стратегий финансовых рынков в Exness.
Кроме того, девальвация может рассматриваться администрацией США как торговая мера, что может вызвать ответные шаги, добавил он.
Страны с развивающейся экономикой могут неохотно снижать ставки, поскольку это может повлиять на долговое бремя домохозяйств и компаний, которые получили кредиты в долларах США, сказал директор по экономике Fitch Ratings Алекс Мускателли. Более слабая местная валюта также может привести к оттоку капитала в ответ на более низкую разницу в процентных ставках с США, подчеркнул он.
Например, Мускателли не ожидает, что центральный банк Индонезии значительно снизит ставки, учитывая недавнюю волатильность валюты, но отметил, что у Кореи и Индии может быть пространство для снижения стоимости кредитования.
ЕЦБ воспользовался возможностью, предоставленной снижением инфляции, и снизил ставки на 25 базисных пунктов на апрельском заседании. ЦБ в четверг заявил, что «большинство показателей базовой инфляции предполагают, что инфляция установится на уровне целевого показателя Управляющего совета в 2% в среднесрочной перспективе».
Другой пример — Национальный банк Швейцарии, который долгое время сталкивался с сильным франком, отмечает Баттон. Экспорт товаров и услуг составляет более 75% ВВП Швейцарии, и сильный франк делает швейцарские товары более дорогими за рубежом.
«Если капитал продолжит поступать, им, возможно, придется предпринять решительные меры по девальвации», — сказал он.
Инвесторы бегут во франк в периоды неопределенности, что мы и наблюдаем в последние недели.
Центральные банки избегают девальвации. Пока
Девальвация валюты несет риск ускорения роста цен, и монетарные власти будут осторожны, чтобы инфляция не превышала их целевые показатели.
Риск более высокой инфляции, возникающий из-за обесценивания валюты, а также из-за тарифов, когда страны отвечают на пошлины США, скорее всего, заставит центральные банки неохотно идти по пути добровольной девальвации, сказал международный экономист и стратег по валютным рынкам Wells Fargo Брендан МакКенна.
Кроме того, хотя большинство иностранных центральных банков теоретически имеют возможность ослабить свою валюту, это все же маловероятно в текущей обстановке, добавил стратег.
Возможность девальвации валюты зависит от нескольких факторов: размера валютных резервов, экспозиции к внешнему долгу, торгового баланса и чувствительности к импортируемой инфляции.
«Страны, ориентированные на экспорт, с достаточными резервами и низкой зависимостью от внешнего долга имели бы больше простора для девальвации — но даже они скорее всего будут действовать осторожно,» — сказал МакКенна.
Общее направление торговых переговоров будет ключевым фактором в том, какие действия выберут страны. За исключением Китая, несколько стран проявили готовность участвовать в торговых переговорах, и если эти переговоры приведут к снижению тарифов, то центральные банки вряд ли будут стремиться к ослаблению валют, добавил он.
В текущей геополитической обстановке девальвация могла бы вызвать ответные меры и обвинения в манипуляциях с валютой, сказал Рупф из VP Bank.
Хотя существует вероятность того, что торговая напряженность может привести к более протекционистским результатам, что может подтолкнуть центральные банки к девальвации своих валют.
«Но пока, похоже, предпочтительное решение — избегать валютной войны, которая лишь добавила бы больше нестабильности в местную и глобальную экономику», — сказал МакКенна.