Блестящий результат: Трамп впервые сделал золото защитным активом от доллара США. Комментарий Семена Новопрудского
21 апреля стоимость фьючерса на золото с поставкой в июне 2025 года на Чикагской товарной бирже поднялась выше отметки 3,5 тысячи долларов за тройскую унцию. Аналитики не успевают переписывать «золотые» прогнозы. В марте аналитики инвестбанка Goldman Sachs Group повысили целевой прогноз по цене золота на конец 2025 года до 3300 долларов за тройскую унцию, но уже в середине апреля прогноз пришлось спешно корректировать до 3,7 тысячи долларов.
В Goldman Sachs ожидают более высокого спроса на золото со стороны центральных банков — в среднем до 80 тонн в месяц по сравнению с их предыдущей оценкой в 70 тонн. По оценкам аналитиков банка, растущие риски рецессии также, вероятно, увеличат приток средств в обеспеченные слитками биржевые фонды. Более того, Goldman Sachs допускает, что в случае эскалации торговой войны США с Китаем золото может взлететь в цене в 2025 году даже до 4,5 тысячи долларов за тройскую унцию.
Дональд Трамп за три месяца своего второго президентства уже добился одного уникального экономического достижения. Впервые с 1944 года, когда Бреттон-Вудское соглашение установило доллар США в качестве основной мировой резервной валюты и единственной, связанной с золотом, во время глобальных экономических потрясений курс доллара падает, а не растет. До сих пор всегда, включая локальные торговые войны и пандемии, при угрозе сильных экономических последствий каких-либо событий в мировом масштабе доллар и золото шли в списке защитных активов рука об руку. Доллар в таких ситуациях всегда укреплялся.
Сейчас все не так, потому что ситуация слишком необычная. Во-первых, еще ни разу в истории две крупнейшие мировые торговые и экономические державы не вводили друг против друга пошлины в размере 145% и 125% соответственно.
Во-вторых, доллар воспринимался как защитный актив во время потрясений не только как главная резервная валюта для национальных банков государств, но и потому что американская экономика уверенно доминировала в мире, оставаясь символом устойчивости, стабильности и относительной предсказуемости. Более того, доллар укреплялся даже в случаях, когда некоторые потрясения в самой американской экономике волнами распространялись по миру. Например, во время глобального экономического кризиса 2007-2009 годов, вызванного лопнувшим ипотечным пузырем на американском рынке недвижимости. В 2009 году американская экономика потеряла 2,4%, но и это не пошатнуло позиции доллара.
Сейчас устроенная Трампом самая масштабная тарифная война в истории глобальной торговли серьезно угрожает рецессией американской экономике, и это накладывается на подрыв доверия к доллару как к главной и самой надежной мировой валюте.
Непредсказуем сам Трамп, постоянно меняющий тарифные угрозы в отношении разных стран и публично призывающий уйти в отставку главу Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла (которого сам и назначал) за отказ снижать ставки. Только из-за этой угрозы Пауэллу доллар упал до самого низкого уровня с марта 2022 года: индекс доллара США (DXY), который показывает стоимость американской валюты по отношению к валютам ряда других стран, рухнул до 97,92 пункта. Непредсказуема реакция американской экономики на торговые войны. Непредсказуема реакция Китая на действия США.
Наращивать долларовые резервы нацбанкам, инвестиционным фондам и частным инвесторам на какое-то время становится слишком опасно. Из всех защитных активов в ситуации комплексной долгосрочной неопределенности (не будем забывать, что с 2020 года мы живем в мире, где пандемию сменяют войны, холодные и «горячие», и не было ни одного относительно спокойного года) единственным сравнительно надежным и предсказуемым остается золото. Оно не является «монополией» никакого государства и не подчиняется приказам политиков.
При этом понятно, что риск-аппетиты инвесторов никуда не денутся, а золото не будет «денежной единицей» в международных торговых расчетах. В разных странах возникнет соблазн «закупиться долларами», пока они так дешевы, в надежде на укрепление американской валюты в случае, как говорили раньше, «разрядки международной напряженности». К тому же исторически золото актив надежный, но не дающий высокую доходность, а финансовые рынки живут благодаря сочетанию консервативных инвесторов и «отчаянных» спекулянтов, желающих заработать побольше и побыстрее.
Тем не менее у нынешней уникальной для мировой экономики эпохи неоглобализма ситуации, когда золото впервые в моменте стало защитным активом от доллара, несомненно, будут серьезные стратегические последствия. В частности, может быть похоронена предвыборная идея Трампа заставить все страны мира использовать доллар во внешнеторговых расчетах.
Американская валюта в обозримом будущем останется главной расчетной денежной единицей мировой торговли. Но теперь многие страны даже не по политическим мотивам, а исходя из элементарной экономической безопасности будут более активно работать над альтернативными вариантами.
Золото внезапно оказалось единственным активом-убежищем для инвесторов и нацбанков во всем мире. Но если само здание глобальной торговли начнет давать трещины и разрушаться, не поможет и благородный металл. Похоже, мир стоит на пороге начала сложного процесса формирования новых глобальных финансовых правил, и не только из-за появления криптовалют или триумфального шествия искусственного интеллекта. Прежде всего это происходит из-за дефицита естественного интеллекта у людей, наделенных гигантской властью и принимающих ключевые решения, затрагивающие весь мир.