Силуанов: доверие к процессу реформ МВФ под угрозой из-за ситуации с квотами
ВАШИНГТОН, 25 апреля. /ТАСС/. Доверие к процессу реформ Международного валютного фонда (МВФ) под угрозой, ему необходимо незамедлительно начать работу над 17-м пересмотром общих квот. Об этом говорится в тексте заявления министра финансов России Антона Силуанова, распространенном на 51-м заседании членов Международного валютно-финансового комитета (МВФК, руководящего органа Международного валютного фонда). Заседание проходит 24-25 апреля в Вашингтоне в рамках весенней сессии руководящих органов МВФ и Всемирного банка (ВБ).
"Реформа системы управления МВФ включает в себя широкий набор мер, центральным компонентом которых является перераспределение квот. Отсутствие прогресса в этой области подрывает способность фонда разрабатывать эффективные и заслуживающие доверия политические меры. После почти двух десятилетий обсуждений с ограниченными результатами доверие к процессу реформ находится под угрозой. Россия одной из первых завершила необходимые внутренние процедуры для реализации 16-го общего пересмотра квот. Мы призываем незамедлительно начать работу над 17-м общим пересмотром квот, который должен, наконец, обеспечить повышение роли и представительства стран с формирующейся и развивающейся экономикой в структуре управления МВФ", - отметил министр.
Рекомендации фонду
Силуанов считает для фонда необходимым разработать рекомендации для стран по "укреплению налогово-бюджетной дисциплины, улучшению состоянию государственных финансов, мобилизации внутренних ресурсов и повышению эффективности налогового администрирования", а также оказать помощь в "создании многосторонней системы платежей для текущих операций" и в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли. Глава Минфина РФ подчеркнул, что фонд должен содействовать развитию альтернативных, более эффективных и технологичных платежных платформ, а также расширению торговли в национальных валютах.
В свою очередь заместитель председателя правительства России Алексей Оверчук выразил надежду "на справедливый, основанный на консенсусе процесс", который будет отвечать интересам всех государств - участников и учитывать мнения развивающихся стран в вопросе пересмотра квот. Текст его заявления распространен на 111-м заседании членов Комитета по развитию МВФ и ВБ. Это совещание прошло в четверг в Вашингтоне в рамках весенней сессии руководящих органов МВФ и ВБ.
О квотах МВФ
Важнейший источник финансирования МВФ - подписные квоты (членские взносы стран-участниц), размеры которых зависят от экономики страны и ее золотовалютного запаса. Размер квоты влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса (например, 15% позволяют блокировать решения акционеров фонда).
В середине декабря прошлого года МВФ завершил 16-й пересмотр страновой квоты и утвердил предложение об увеличении на 50% (до $960 млрд) размера квот, которые должны вноситься странами-участницами пропорционально их текущим квотам в организации. Предложение во многом повторяет поддерживаемый США проект, откладывающий увеличение страновых квот крупных развивающихся экономик, которые несколько лет призывают к пересмотру квот стран - участниц финучреждения. 15-й пересмотр квот, начавшийся в 2015 году и завершившийся в 2019-м, закончился с нулевым результатом. Заинтересованность в пересмотре квот в первую очередь выражают Россия, Бразилия, Индия и Китай. Они требуют изменения их доли в капитале, а также количества голосов, которыми они располагают.
Действующая формула распределения квот дает больше веса малым открытым западноевропейским экономикам, так как решающим показателем в ней является объем экспортно-импортных операций. Такое распределение сложилось исторически, однако в современных условиях привело к тому, что формирующиеся рынки и большое число развивающихся стран не могут подогнать размеры своих квот к реальному положению в глобальной экономике. В 1990 году на долю развивающихся рынков приходилось 40% глобального ВВП, а уже в 2030 году они займут долю минимум 60% при том, что перераспределение квот внутри фонда остается прямо противоположным.