«Решения по антитеррористической защите не должны приводить к нарушению других аспектов безопасности объекта ТЭК»

Такое предостережение высказал представитель Главгосэкспертизы России Михаил Карпов в ходе V Московского международного форума «Энергетическая безопасность. Евразийский сценарий». Мероприятие прошло в РГУ нефти и газа имени Губкина и было приурочено ко Дню памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. Он отмечается 26 апреля в годовщину аварии на Чернобыльской АЭС.

«Решения по антитеррористической защите не должны приводить к нарушению других аспектов безопасности объекта ТЭК»
© Главгосэкспертиза России

«Сегодня одной из значимых угроз безопасности, связанных с увеличением доступности средств поражения, являются беспилотные летательные аппараты. И как показала практика СВО, объекты топливно-энергетического комплекса России зачастую выступают приоритетными целями для террористических актов. Поэтому заказчикам таких объектов необходимо ответственно подходить к обеспечению антитеррористической защищенности на этапе проектирования и строительства», - сказал Михаил Карпов, заместитель начальника отдела информатизации, связи и инженерно-технических мероприятий антитеррористической защищенности Главгосэкспертизы России. Эксперт также разъяснил основные требования к защищенности объектов ТЭК, в том числе вступившие за последнее время в новых поправках к законодательным и нормативно-правовым актам.

В частности, для определения требований к инженерно-техническим средствам противодействия беспилотным летательным аппаратам с 26 января 2025 приказом Минстроя России введен в действие свод правил СП 542.1325800.2024 «Защитные ограждающие конструкции от беспилотных летательных аппаратов. Правила проектирования».

«Одно из основных требований этого свода в том, что проектируемые ЗОК не должны препятствовать деятельности подразделений пожарной охраны по тушению пожара. В том числе – не создавать помех для проезда и маневрирования пожарной техники, не ограничивать действие систем пожарной автоматики и средств пожаротушения», - пояснил Михаил Карпов. При этом эксперт особо подчеркнул, что с учетом возросших рисков всех видов террористических угроз могут быть вполне надежными даже малобюджетные решения по защите объектов. Например, бетонные блоки, малые архитектурные формы позволяют эффективно пресекать определенные виды угроз с использованием автотранспорта.

Таким образом, любые мероприятия по противодействию терроризму так или иначе влияют на состав зданий и сооружений проектируемого объекта ТЭК. В том числе такие меры затрагивают и функционирование основных технологических процессов, а также решения по всем другим разделам проектной документации. Поэтому важно предусмотреть все необходимые мероприятия на самых ранних стадиях проектирования и строительства.

«Как видно из практики экспертизы, наиболее частый недостаток проработки решений на предпроектной стадии – это отсутствие учета требований службы безопасности заказчика при подготовке задания на проектирование объекта. Это также говорит в целом о низком уровне взаимодействия проектировщика с подразделениями капитального строительства и служб безопасности заказчика», - отметил Михаил Карпов.

Фото: РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина