Экономика США пока не в рецессии. Вот как все может измениться
Investing.com — Компании с Уолл-стрит оценивают все более высокую вероятность наступления рецессии в США к концу года, указывая на растущие риски со стороны торговой политики Трампа, пишет Yahoo.
Однако, учитывая, что тарифы наносят удар по бизнесу и потребителям, экономисты предупреждают, что экономические последствия могут проявиться раньше, чем ожидалось, что вносит неопределенность и в более широкие экономические перспективы.
Как отметили некоторые обозреватели Уолл-стрит, Комитет по датировке бизнес-циклов Национального бюро экономических исследований (NBER), официальная группа, ответственная за объявление рецессий, делает это только после анализа экономических данных за несколько месяцев. Это означает, что мы часто не знаем, что находимся в рецессии, пока она не начнется или даже не закончится.
Но уже сейчас есть сигналы, на которые стоит обратить внимание.
«Как далеко до точки невозврата — рецессии?», — спросил аналитик Evercore ISI Джулиан Эмануэль в воскресной заметке. «Ответ кроется на рынке труда».
Занятость, которую многие считают последней линией обороны экономики, остается на удивление устойчивой — примерно как в 2022 и 2023 годах во время предыдущей волны опасений рецессии. Однако экономисты предупреждают, что эта сила может не сохраниться во втором полугодии, особенно если затянувшаяся тарифная неопределенность продолжит подрывать доверие бизнеса.
Уже сейчас начинают возникать первые признаки напряженности. Во вторник индекс потребительского доверия упал пятый месяц подряд в апреле, так как неуверенность в отношении торговой политики Трампа — и все колебания администрации — подогрели инфляционные ожидания и оказали давление на рынок труда.
Аналогичным образом, свежие данные Бюро статистики труда показали, что количество открытых вакансий в марте упало до самого низкого уровня почти за четыре года, что говорит о продолжении охлаждения рынка труда.
И хотя еженедельные заявки на пособие по безработице остаются исторически низкими и ниже «красной линии» в 300 000, количество сообщений об увольнениях увеличилось: в последние дни и недели о сокращении рабочих мест объявили такие компании, как United Parcel Service, Meta *, Chevron, Estée Lauder и другие.
«Хотя ухудшение рынка труда еще не достигло критической отметки, предупреждающие знаки присутствуют — особенно если настроения потребителей или бизнеса существенно ухудшатся», — сказал Эмануэль.
Экономисты говорят, что первые реальные трещины, скорее всего, появятся не в цифрах по безработице, а в других показателях, таких как рост числа первичных заявок со стороны малого бизнеса или замедление найма среди крупных корпораций.
Тем не менее, не существует идеального показателя для оценки текущего состояния рынка труда в реальном времени, и многие американские компании действуют осторожно.
«Из прошлых рецессий бизнес вынес, что если он слишком агрессивно увольняет людей и проводит другие постоянные изменения, то после восстановления экономики эти решения очень трудно обратить вспять», — сказал Джеймс Эгельхоф, главный экономист BNP Paribas по США.
Эгельхоф сказал, что компании в целом считают, что тарифы ослабнут в ближайшие недели и что неопределенность вокруг торговли станет яснее по мере завершения переговоров администрацией.
Примером может служить столь необходимая передышка для автопроизводителей. Во вторник Белый дом подтвердил, что правительство поддержит автопроизводителей, не накладывая дополнительных тарифов на автомобили иностранного производства поверх уже введенных пошлин.
«Компании не хотят проводить увольнения, потому что они опасаются, что большая часть этой неопределенности сойдет на нет», — сказал Эгельхоф.
Кроме того, потребители все еще тратят деньги, что поддерживает относительно здоровый уровень продаж. Если продажи будут нарушены или компании столкнутся с трудностями в накоплении запасов или ценообразовании, это быстро может привести к материальной слабости на рынке труда.
Несовершенные индикаторы
Подход «поживем-увидим» на тарифном фронте усложнил усилия по получению четкого, актуального представления о текущем состоянии рынка труда и его возможных дальнейших изменениях.
По мнению Эгельхофа, такие индикаторы, как ежемесячный отчет о вакансиях и обороте рабочей силы JOLTS, по своей сути являются запаздывающими. Заявки на пособие по безработице дают более своевременные сведения, но и у этих данных есть свои ограничения: в некоторых штатах пособия по безработице относительно невелики, что может отбить у людей желание подавать заявления после потери работы.
Кроме того, в условиях жесткого рынка труда рабочие, которым предложены выходные пособия, могут отложить подачу заявлений на получение пособий по безработице до истечения срока действия этих пакетов. Аналогичным образом, в Вашингтоне экономисты предупреждают, что задержки с подачей документов, связанные с увольнениями в правительстве, могут исказить данные, поскольку многие уволенные работники останутся в штате после того, как будут отправлены в административный отпуск.
Учитывая эти пробелы, экономисты все больше полагаются на реальные данные от бизнеса, в основном через квартальные отчеты.
«Мы слышали от представителей некоторых отраслей, например, туристической, что они наблюдают снижение спроса и, возможно, немного сокращают число сотрудников, частично замораживают работу и так далее», — сказал Эгельхоф. «Но сейчас это не носит массового характера».
Это создает серьезную проблему для ФРС. Давление на цены, особенно в таких категориях, как автомобили, вероятно, быстро проявится, если тарифы останутся в силе. Однако явные свидетельства ослабления рынка труда проявятся позже, что усложнит своевременную реакцию регуляторов.
В пятницу рынки будут пристально следить за апрельским отчетом по занятости. Экономисты, опрошенные Bloomberg, ожидают, что в прошлом месяце экономика США создала 133 000 рабочих мест в несельскохозяйственном секторе, а уровень безработицы остался на уровне 4,2%.
Тем не менее, многие на Уолл-стрит считают, что полномасштабный спад на рынке труда может проявиться не раньше середины-конца лета, пока тарифы не распространятся на всю экономику. Тем временем «мягкие» данные, такие как опросы предпринимателей и настроения потребителей, рисуют более пессимистичную картину.
«Мы считаем, что в ближайшие месяцы существует риск более существенного повышения уровня безработицы и ощутимого замедления роста занятости», — отметила Кэти Бостянчич, главный экономист и старший вице-президент Nationwide. «Но на данный момент, я думаю, вы просто наблюдаете большое замедление экономики».
Даже если администрация Трампа изменит курс в отношении тарифов, экономисты предупреждают, что ущерб может быть уже нанесен.
«Подобные действия нарушают нормальную работу экономики», — сказал Эухенио Алеман, главный экономист Raymond James.
Алеман приравнял нынешнюю ситуацию к тому, что происходило во время пандемии COVID-19, когда потребители бросились скупать туалетную бумагу в чрезмерных количествах, в результате чего она исчезла с полок магазинов.
Одной из причин дефицита туалетной бумаги было то, что цены не могли быть скорректированы в условиях резкого роста спроса. Когда цены не могут быть повышены в ответ на рост спроса, компании могут решить, что лучше вообще не продавать. Чем больше накапливается запасов, тем более глубоким может быть последующее сокращение, объясняет Алеман.
Последние данные о запасах на предприятиях показывают, что соотношение запасов к продажам снизилось, а это значит, что потребители покупают быстрее, чем накапливаются запасы. Однако эта тенденция может измениться, если потребители почувствуют, что пополнили свои личные запасы, и, таким образом, замедлят покупки.
Дополнительные риски связаны с тем, что тарифы могут нарушить цепочки поставок, как во время пандемии. Например, согласно прогнозам, на неделе к 10 мая объем входящих грузов в порту Лос-Анджелеса снизится примерно на 36% в годовом исчислении, что свидетельствует о возможных проблемах с товарооборотом.
«Это то, что вполне может произойти сегодня», — сказал Алеман. «И тогда все действительно начнет разворачиваться».