С начала года цены на картофель в России выросли в полтора раза
Перед майскими праздниками в России резко подорожал картофель. С начала года цены выросли в полтора раза. В «Ашане» и «Перекрестке» килограмм мытой нефасованной картошки стоит 140 рублей, в «Ленте» — 126. Азербайджанский и египетский продукт нового урожая — уже от 200 до 400 рублей за кило. Индекс потребительских цен накануне майских праздников перевалил отметку в 103% по сравнению с показателями января. По данным Росстата, больше всего это отразилось на цене медикаментов, средств гигиены и, конечно, продуктов. Здесь в лидерах — картофель. На оптовом рынке за апрель килограмм подорожал на 31%. Контракты заключаются не меньше чем по 45 рублей за кило. О причинах и последствиях для потребителей рассуждает председатель кооператива «Новгородский аграрий» Денис Павлюк:
Денис Павлюк председатель кооператива «Новгородский аграрий» «Подорожание именно к маю, но это сезонное подорожание, потому что объем, заложенный на хранение, все время заканчивается ближе к концу весны, к началу лета. Когда-то это происходит в мае, когда-то ближе к июню. Выравниваться ситуация начнет, наверное, с приходом раннего картофельного урожая, это к июлю месяцу. Но я думаю, что цены будут просто сдерживаться, не будут расти. Корректировка пойдет в сентябре, когда будет массовая уборка урожая. Что касается фермеров, то, наверное, они компенсируют свои затраты, которые они несли до этого, работали в убыток, сейчас знаю много хозяйств, которые сократили производство, кто-то вообще от картофеля отказался, потому что это было абсолютно не выгодно последние два года. Техника подорожала, и все средства производства подорожали. Это если сегодня оптовая цена до 80 рублей доходит, то раньше она не поднималась больше 15. Вот эти цены нужно рассматривать не в каком-то краткосрочном периоде, а, наверное, анализировать за три-пять лет. Я думаю, что в этом году еще не увидим сильного падения, что, наверное, объемы так резко не увеличат в производстве. Посмотрим, какое будет лето, какая осень, какой мы урожай соберем, как он будет храниться. Но явно, что если будет высокая цена и выгодно заниматься этим продуктом, то им будут заниматься и будут больше выращивать. Я думаю, что в ближайшие два-три года мы увидим рост по моркови цены: и дефицит, и сокращение производства, но при этом снижение по картофелю и увеличение его объемов. Потребитель будет выбирать более дешевые углеводы. Если у картофеля уже будет совсем высокая цена, то явно проще и дешевле купить крупы или те же макаронные изделия».
Минсельхоз утверждает, что прошлый год нельзя назвать неурожайным — фермеры только официально собрали больше семи млн тонн. Это вполне сопоставимо со средними значениями за многие годы. Ведомство поспешило успокоить россиян. Там снова подтвердили планы нарастить собственное производство, увеличить посевные площади и сказали, что полевые работы уже идут «с опережением прошлогодних темпов». Несмотря на это, власти обсуждают увеличение тарифной льготы на ввоз импортной картошки на 150 тысяч тонн — примерно до 300 тысяч. Исполнительный директор Картофельного союза России Алексей Красильников считает, что импорт справляется с ключевой задачей, особенно — в межсезонье.
Алексей Красильников Исполнительный директор Картофельного союза России «По аналогии с сезонным фактором, который всегда был, рост цен на картофель и овощи борщевого набора будет сохраняться еще до середины июня. Снижение будет по-любому, плюс у нас сейчас большой приток импорта: из Египта, Китая, Пакистана. У нас по-любому импорт в этом межсезонье не то что нарушает продовольственную безопасность, это около полумиллиона тонн при потреблении восьми миллионов тонн. Небольшой сегмент, картофель, овощи, борщевого набора не должны быть бросовыми по цене, дешевыми, это очень затратная тема. Есть тенденция, что в секторе идет сокращение производства, и для организованного сектора стоит задача наращивать объемы. Чтобы это было рентабельно, цена не должна быть низкая».
В этом году фермеры ожидают повышения расходов на производство — в первую очередь за счет роста цен на минеральные удобрения и дизтопливо. Также из-за нехватки кадров сельхозпредприятия регулярно вынуждены повышать зарплаты сотрудникам.