Эксперт Юшков: Рост добычи в странах ОПЕК+ - не самый лучший вариант для России
Мировой рынок нефти еще не пришел окончательно в себя после шоковой терапии президента США Дональда Трампа, как подоспели новости о решении сразу восьми стран ОПЕК+ резко увеличить добычу нефти. Если объявление Трампом торговой войны почти всем значимым экономикам мира обрушило нефтяные котировки большинства сортов нефти почти на 20%, то действия ОПЕК+ грозят усилить давление на цены.
В минувшие недели марка Brent, на которую больше всего обращают внимание в Европе и России, опустилась с 75 долларов за баррель ниже 70 долларов и категорически не хочет возвращаться на прежние уровни, несмотря на 90 дней отсрочки введения пошлин, которые предоставили США для всех, кроме Китая. На выходных восемь стран ОПЕК+ отказались от добровольного ограничения добычи нефти, о котором они договорились в 2023 году, и намерены увеличить ее уже в июне на 411 тысяч баррелей в сутки. Это втрое больше изначально запланированного повышения.
На сайте ОПЕК сказано, что новая мера даст странам - участницам объединения возможность ускорить компенсацию объемов. В их числе Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман. При этом Россия в июне сможет нарастить добычу нефти до 9,161 млн баррелей в сутки, а Саудовская Аравия - до 9,367 млн баррелей. Для обсуждения дальнейших решений, в том числе об уровне добычи нефти в июле, страны намерены собраться 1 июня.
С экономической точки зрения рост добычи - это не самый лучший вариант для России в текущих обстоятельствах, но не катастрофичный, рассказал "РГ" эксперт Финуниверситета и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности России Игорь Юшков. По его словам, решение стран-участниц ОПЕК не влияет на квоты по добыче нефти и они остаются прежними. Речь идет только о дополнительном добровольном сокращении нефти, которое взяли на себя крупные игроки рынка, чтобы подтолкнуть цены вверх. "То есть эти восемь стран, которые добровольно больше остальных сокращали добычу нефти, свою нефть возвращают на рынок", - пояснил эксперт.
Госбюджет России сейчас недополучает нефтегазовые доходы, поскольку считает выручку в рублях, а рубль сильно укрепился к доллару. Бюджет сверстан, исходя из 69,7 доллара за баррель, а российская нефть марки Urals торгуется от 50 до 55 долларов за баррель. Компенсировать недополученные доходы можно из Фонда национального благосостояния, и если этого будет недостаточно - принять дополнительные меры. "Пока есть время чтобы ближе к осени пересмотреть параметры бюджета, но этого может и не потребоваться", - полагает Юшков.
Если у Трампа не получится ядерная сделка с Ираном, то США с Израилем пойдут на рост эскалации, что приведет к взрывному росту цен на нефть
Ситуация с нефрегазовыми доходами бюджета РФ зависит от того, останется ли цена нефти на прежнем уровне или вырастет. "Здесь многое зависит от прогресса в переговорах США с их торговыми партнерами по пошлинам. Важно также, усилится ли напряженность вокруг Ирана и приведет ли это к сокращению иранского экспорта нефти. В таком случае будет дефицит на мировом рынке, и цены на нефть вырастут. В любом случае правительство России скорее всего уже подготовило план действий", - предположил Игорь Юшков.
Другие опрошенные "РГ" эксперты также указали на обострение торговой войны США с Китаем и ЕС, разрастание конфликта с Ираном и действия ОПЕК как на важнейшие факторы ценообразования на рынке нефти. Агентство Bloomberg со ссылкой на источники в делегациях стран ОПЕК+ пишет, что решение нарастить добычу было принято во многом из-за того, что власти Саудовской Аравии раздражены перепроизводством таких стран, как Казахстан и Ирак. Кроме того, в случае военного конфликта США с Ираном рост добычи поможет смягчить ценовой удар.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, в случае продолжения торговых войн мировые цены на нефть останутся под давлением на протяжении всего года и скорее всего будут торговаться не выше 65 долларов за баррель Brent. Это произойдет, если Трамп продолжит оказывать сильное давление на Китай, который традиционно выступает крупнейшим импортером "черного золота".
Обострение торговой войны США с Китаем и ЕС, разрастание конфликта с Ираном и действия ОПЕК станут ключевыми факторами в цене нефти
Менее серьезно к торговому конфликту США и Китая относится аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко. По его мнению, стороны обменялись взаимными ударами, а потом "отскочили" и поняли, что в какой-то степени ударили сами себя. Теперь в ожидании соглашения они начинают в одностороннем порядке думать, каким образом минимизировать нанесенный себе урон. Эксперт считает, что вероятность того, что Китай и США в конечном счете договорятся по тарифам, высокая. А это даст котировкам барреля хороший стимул к росту.
Чернов отмечает, что при отмене тарифов США и сохранении действующих санкций против России, Ирана и Венесуэлы стоимость Brent должна была бы вернуться к тем значениям, где была до введения пошлин на импорт товаров в США. Но минимальные пошлины в 10% планируется оставить для всех 185 стран, поэтому скорее всего рост цен на нефть ограничится отметкой в 70 долларов за баррель Brent, а торги перейдут в коридор 65-70 долларов за бочку.
Еще одним драйвером роста для цен на нефть является геополитика, а именно - ненулевая вероятность вовлечения в конфликт на Ближнем Востоке Ирана, считает Дудченко. США наращивают санкционное давление на страну, пытаются вводить вторичные рестрикции для покупателей иранской нефти и вновь исходят из позиции максимального давления.
При таких условиях вероятность того, что ядерная сделка Вашингтона и Тегерана сорвется, достаточно высока. Если ее заключить не получится, то США могут применить силу, что будет означать рост эскалации и, по всей видимости, взрывной рост цен на "черное золото". В этом сценарии Brent может достаточно легко вернуться и к отметкам 80-90 долларов за баррель. При этом Дудченко называет главным риском для нефтяного рынка не действия США, а развал сделки ОПЕК+ и начало очередной ценовой войны между союзниками. Если это произойдет, цены на нефть могут опуститься очень низко.