Что необходимо для повышения эффективности алтайской промышленности
За три года санкций экономика Алтайского края, как и в страны в целом, продемонстрировала высокие темпы роста. Но в 2025-м он замедлился. По мнению экспертов, это говорит о необходимости дополнительных стимулирующих мер со стороны государства.
- В первую очередь нам не хватает стабильных правил игры с глубиной планирования хотя бы на десять лет вперед, - подчеркнул председатель комитета Алтайского краевого Законодательного собрания по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов. - Чтобы бизнес понимал, что будет завтра-послезавтра, и был уверен - правила не изменятся. Необходимо решать проблему дефицита рабочих рук, и здесь могут помочь автоматизация и роботизация. Кроме того, для развития промышленности нужны реальные налоговые льготы, эффективное стимулирование научно-исследовательских и конструкторских разработок, а также доступность льготного финансирования хотя бы для приоритетных проектов.
Сегодня с появлением искусственного интеллекта весь мир переходит на новый уровень технологий, и это кардинально изменит структуру производства - как сто лет назад, когда землепашцы с лошади пересели на трактор. По мнению председателя Общественной палаты Алтайского края, известного в регионе промышленника Юрия Шамкова, на новом этапе индустриализации надо добиваться технологического суверенитета и прорывных инновационных решений, в основе которых лежат отечественные разработки.
- Мы видим, что, несмотря на давление санкций, за два последних года темпы экономического роста в России почти в шесть раз превысили европейские показатели, - отметил Юрий Шамков. - По номинальному ВВП мы находимся на восьмом месте в мире, по производительности труда - на 57-м. Хотя именно она во многом определяет эффективность промышленного производства. Получается, мы работаем много, а производим мало. Это экстенсивный путь развития. И одна из причин - высокий износ оборудования. В среднем по стране он достигает пятидесяти процентов, а в Алтайском крае - около шестидесяти процентов. Последние пять лет мы активно внедряли бережливое производство по нацпроекту "Повышение производительности труда", и это дало свои результаты. В Алтайском крае в проекте участвовало девяносто предприятий, и у них производительность в среднем выросла на сорок процентов. Если бы участвовала тысяча предприятий, то эффект для региона был бы больше.
Новый нацпроект "Эффективная и конкурентная экономика", стартовавший в этом году, также нацелен на повышение производительности труда. А в нацпроекте "Средства производства и автоматизации" предусмотрено субсидирование расходов на роботизацию. Планируется, что к 2030 году на отечественных производствах появится до ста тысяч роботов. Правда, эксперты сомневаются, что за пять лет удастся достичь такого уровня автоматизации.
- Сто тысяч роботов - это сверхзадача, которая могла бы решить вопросы кадрового обеспечения, повышения качества и эффективности производства, - считает Владимир Семенов. - Но проблема в том, что господдержка распространяется только на оборудование с высокой долей российских компонентов (более пятидесяти процентов). А у нас в стране пока есть лишь один производитель станков с роботами, и его оборудование в три раза дороже китайского. Если мы полностью закроем наш рынок для импорта и будем развивать свое производство, то понадобится очень много времени на технологический рывок.
По данным ЦБ РФ, которые привел исполнительный директор Алтайского банковского союза Андрей Макулов, в начале 2025 года объемы производства в базовых отраслях начали снижаться на фоне высоких показателей 2024-го. Охлаждение активности пока происходит только в отдельных отраслях, не в экономике в целом. На примере Алтайского края видно, что индекс промышленного производства за первый квартал этого года снизился на два процентных пункта, тогда как в январе-марте 2024 года он вырос на 7,4 процента.
Тормозит процесс и нехватка доступных для бизнеса финансовых ресурсов. Если до 2014 года доля инвестиционных банковских кредитов в стране доходила до шестидесяти процентов, то сегодня она не превышает двадцати, а в Алтайском крае - всего около восьми процентов. Рост рублевого кредитования замедлился, но пока предприятия выручает поддержка из бюджета, в том числе через институты развития, такие как Фонд развития промышленности, Российский фонд развития информационных технологий, Российский экспортный центр, фонд развития Алтайского края.
- При нынешней стоимости кредитов говорить о развитии экономики не приходится, - комментирует ситуацию Андрей Макулов. - Предприятия могут кредитоваться только с помощью господдержки. Значит, надо менять всю денежно-кредитную систему, поскольку действующая не отвечает современным запросам экономики. А для развития малого и среднего бизнеса необходимо расширять систему региональных банков, которую, на мой взгляд, неоправданно сократили. Учитывая, что в ближайшие годы крупные банки планируют сокращать свое присутствие в субъектах Федерации, без региональных банков не обойтись.
По мнению экспертов, также надо отстраивать и таможенно-тарифную политику, чтобы с одной стороны поддержать отечественных производителей, а с другой - не перекрыть поставки инновационного оборудования и комплектующих, необходимых для развития собственного производства.
- Можно не придумывать велосипед и создавать свободные экономические зоны по примеру "Титановой долины" в Свердловской области, где при нулевых таможенных пошлинах и нулевом НДС сегодня быстро развивается производство деталей для авиастроения, - предложил финансовый директор компании "Арсал" Артем Поломошнов. - Это кластеры, которые объединяют смежные производства, и вместе они могут получить таможенные и налоговые льготы. Такие примеры есть и в фармацевтической промышленности, где для ввозимых субстанций низкие ставки, а для готовых продуктов - высокие. В результате мы получили серьезный рост фарминдустрии и импортозамещения в этой сфере в последние годы.
Прямая речь
Инна Санникова, заведующая кафедрой "Экономическая безопасность, учет, анализ и аудит" МИЭМИС Алтайского госуниверситета:
- Прежде чем начинать перестройку экономики, надо разработать стратегию социально-экономического развития страны хотя бы на среднесрочную перспективу. А ее у нас пока нет, есть только стратегии развития регионов. В этой ситуации я бы предложила попробовать построить модель динамических циклов экономического роста со встроенной в каждый цикл структурной трансформацией. Период цикла будет зависеть от накопленного ресурсного потенциала, прежде всего финансового. То есть нужно определить циклы и в каждом из них отдельно предусмотреть финансовую составляющую, поскольку у нас очень много проблем в экономике, которые нужно решать.