Индекс PMI обрабатывающих отраслей в апреле почти дорос до 50 пунктов
Обновлено в 22:06
Индекс PMI обрабатывающих отраслей в апреле немного подрос. Разница составила один пункт, индекс вырос до значения в 49,3 с 48,2 в марте, сообщается в исследовании S&P Global. Такой индекс все равно означает, что деловая активность в России снижается. Индекс выше 50 говорил бы о росте активности.
Однако это все равно улучшение. Впрочем, опрошенные «Бизнес FM» бизнесмены из обрабатывающих отраслей особой разницы не заметили:
Илья Цигельницкий, генеральный директор компании «Вики Восток», единственной российской компании с полным циклом производства пластиковых сувенирных авторучек:
«У нас стагнация начиная с марта. Насколько я понимаю, в обрабатывающей отрасли кризис начался в сентябре вообще прошлого года. Просто он дошел до Москвы, видимо, уже к январю. То есть в принципе все мои партнеры, с которыми разговариваю, фиксируют падение, причем заметно, чуть ли не в два раза. У поставщиков тоже, да, по настырности поставщиков, которые звонят и что-то предлагают, у них то же самое. У всех — что у клиентов, у которых нет заказов, или они уменьшаются, они как бы скукоживаются, — что у поставщиков спад, потому что поставщики — никогда они меня так не теребили «не надо ли вам чего?»
***
Георгий Солдатов, генеральный директор холдинга «Адитим» (инжиниринговая компания в области переработки полимеров):
«Индекс PMI считается очень интересно: там всякие данные от закупщиков, заказы плюс товары на складах и так далее. С моей точки зрения, он не то чтобы косвенно о чем-то говорит или не говорит, но в принципе он про то, что происходит реально сейчас в обрабатывающем сегменте, не говорит вообще ничего и никак. Ну, даже количественно сложно сказать, поэтому его изменение на 1% вообще ничего не значит. То есть у нас поменялось только одно, что мы чувствуем на наших рынках падение серьезнее, чем раньше».
***
Дмитрий Филиппов, директор группы компаний «РусИТ», разработчика и производителя тканей и нетканого полотна для мебельного производства, автопромышленности, авиации:
«На сегодняшний день никакого роста нет, во всяком случае в направлении, которым мы занимаемся. Возможно, это какие-то статистические погрешности, но объективно ситуация связана с тем, что стоимость кредитных ресурсов ни в какой мере не сочетается с возможностями производства. Производства под такие проценты не могут деньги привлекать. В связи с этим активность снижается. Это первая составляющая. Вторая составляющая — покупательная способность населения резко падает ввиду того, что ощутимые деньги уходят под проценты. В банке лежат, их не используют на покупки, они лежат мертвым грузом, и в связи с этим загрузка предприятия, во всяком случае нашего предприятия, где-то, наверное, процентов на 30 упала за последний месяц. Пытаемся найти какие-то новые продукты, вывести их на рынок. Пытаемся расширить ассортимент, но это происходит небыстро. И поэтому я предполагаю, что май месяц у нас будет еще тяжелее».
***
Алексей Петров, директор компании «Промет» по производству сейфов и металлических изделий, металлообработке:
— Наша компания, несмотря на то что индекс показывает некоторый рост, увеличения деловой активности не чувствует. На самом деле на рынке металлообработки чувствуется очень сильный застой, связанный прежде всего с огромной стоимостью кредитных денег, и продолжение торможения экономики. По нашим ощущениям, мы видим, что экономика скорее продолжает тормозиться и входить в кризис, чем какие-то улучшения видеть. Это, в частности, отражается и в индексе цен, потому что и наши поставщики начинают цены снижать, и металлурги цены не повышают. У всех наших поставщиков есть огромная проблема со сбытом. Склады наполнены, товар есть у всех, а сбыта нет. То же самое происходит на уровне компаний, которые занимаются металлообработкой, — да, определенный спрос сохраняется, но он ниже, чем прошлогодний, и, на наш взгляд, ситуация точно не улучшается.
— А экспорта сейчас вообще нет или есть?
— Нет, экспорт как был, так он остается, мы продолжаем экспортировать в те страны, где мы работаем, а мы в принципе работаем с достаточно широким кругом, но с точки зрения экспорта, укрепления рубля, что в целом положительно для экономики, но для экспорта это не очень положительная тенденция. То есть российский товар в твердых валютах подорожал на 20% за счет укрепления рубля.
*** Артур Перес, гендиректор компании «Тетрахим трейдинг» (поставщик специализированного химического сырья):
— За всю отрасль сказать не могу, могу лишь сказать в целом за химию, производство и торговлю — здесь наблюдается спад в целом, как и в большинстве производящих отраслей. Дорогие кредиты, высокие накладные расходы.
— И какого-то оживления в апреле не произошло?
— Нет, не предвидится до тех пор, пока как минимум Центробанк не смягчит кредитную политику. Мы экспортом не занимаемся конкретно, поэтому мне сложно сказать, как там обстоят дела, но очевидно, рубль сейчас укрепился сильно, это тоже не очень хорошо влияет на экспортеров.
*** Станислав Воробьев, директор фабрики «Союз-мебель»: — Давайте разделим понятия «индекс» и «реальная ситуация». Индекс — это определенная статистическая величина, которую имеет смысл отсматривать только в динамике, и незначительные колебания типа 48, 49 индекс PMI — это в рамках статистической погрешности. И он всегда идет с замедлением, потому что пока данные собираются, на рынке уже происходит другая ситуация. И вот как относиться к индексам: нужно смотреть не только на индекс, но и на фундаментальные показатели. Если фундаментальные показатели, такие как платежеспособность, спрос, ставка финансирования, если они не снижаются или платежеспособный спрос не растет, тогда нет смысла обращать внимание на колебания индекса, потому что фундаментальные данные все равно не поменялись, и экономика все равно расти не будет. Может быть, где-то какие-то отраслевые показатели поменялись, кто-то кому-то что-то отгрузил и заплатил, но это непринципиально. В общем, я бы пока не делал решительных выводов, потому что пока не начнет снижаться ставка и пока не начнет обратно отрастать в первую очередь строительная отрасль, потом во вторую очередь, я думаю, автомобильная, то какого-то роста не будет.
— А у вас сейчас какая ситуация в отрасли?
— У нас так же точно снижение идет, мы цепляемся, держимся. Но весь рынок, который был завязан на стройке, очень-очень сильно упал. Остальной пока не очень сильно.
Как отмечает S&P Global, данные за апрель указали на сохраняющееся снижение активности в секторе, хотя темпы и замедлились. Респонденты объясняли сокращение объемов производства слабостью притока новых заказов.
А благодаря более сдержанному росту затрат на производство компании снижали темпы повышения отпускных цен в апреле, чтобы стимулировать новые продажи.